Skip to Content

 

 

Городской округ "Поселок Агинское"

официальный сайт

 

Для перехода на версию для слабовидящих поменяйте тему

Амоголонова Марина

 

 
 

 

Первый этап развития дошкольного образовательного учреждения

1983-1990г.г.

 

1983 -1990 г.г.

 

старое здание

 

 

 

 

 


юбилей 024баясхалановна10 октября 1983 года состоялось открытие ясли – сада «Туяа» на 75 мест. Тогда он назывался Ясли – сад № 3 п. Агинское. Данная нумерация ясли - сада была дана на  время реконструкции здания и подготовки его к открытию. Под него было реконструировано старое, 1935-1936 годов постройки здание бывшего райисполкома раньше в нём была больница. После постройки нового здания райисполкома старое здание реконструировали под детский сад. Во время официального открытия ясли - сад получил название «Туяа». Название ясли - саду было предложено Намсараевой Серафимой Баясхалановной, одобрено  писателем  Арсаланом  Жамбалоном.По  приказу районо № 53 § 8 от 19 ноября 1981 г. заведующей назначена Намсараева С.Б. С этого момента ключи от страны детства и ответственность за будущее сада приняла на себя Серафима Баясхалановна. Много сил и энергии было отдано для того, чтобы здание детского сада  соответствовало всем требованиям комплексной безопасности. Были созданы 4 группы.

Намсараева С.Б.                  Коллектив ясли – сада «Туяа»1985 год

На страницах окружной газеты «Агинская правда», корреспондент Евгений Колотовкин описал воспоминания Серафимы Баясхалановны.  «За все эти годы, признавалась заведующая,- была проделана огромная работа по благоустройству здания и налаживанию быта и, несомненно, большую помощь в этом мне оказывал коллектив. Здание было холодным и неуютным. Пришлось приложить немало усилий для того, чтобы административные кабинеты и коридоры превратились в детские игровые комнаты. Стены пришлось обшить ДВП из-за того,что начала осыпаться старая штукатурка. Полностью поменяли электропроводку, сделали ремонт котельной. Работники детского сада проектировали и собирали мягкую мебель: слишком уж была недолговечна современная».

В те годы работали воспитателями Петрякова Л.П., Батожалсанова М.С.,Балданова Ц.Б., Коробкова Е.Н., Смирнова Р.И., Ц.Д. Чернинова, С.Ж. Базарова, М.С.Дашиева. Помощниками воспитателя Доржиева С.Б., Цыбендариева Ж.Г.,Лхамадиева Ц-Д.Г., Шагдарова О.В.,медицинской сестрой Ротарь М.М., завхозом – кастеляншей была Макарова Е.Н., машинист по стирке белья Жамбалова В.Ц., поварами Турчанинова Н.Д., Иванова Т.В., рабочий по обслуживанию электрооборудований Величко В.П., кочегарами Семёнов А. А., Матвеева Е.Г.

Конечно, были трудности по содержанию в порядке такого  ветхого  здания. Но коллектив под руководством заведующей прилагал огромные усилия, умение, выдумку, чтобы детский сад неплохо выглядел.  Все помещения оформлялись с большим вкусом. В каждой группе  была своя спальня, столовая, что  было очень удобно для работы с детьми. Общие требования к оформлению помещений дошкольных учреждений в 80 годах автор Ю.В.Максимов, Г.Н.Пантелеев напишут, что «наблюдается качественные изменения в оформлении детского сада. Декоративно-прикладное искусство органичнее сливается с архитектурой зданий. Рационалистичность архитектуры, уплотнение  функций детских помещений вызвали необходимость нового типа мебели, встроенных систем для хранения оборудования. Расширяется ассортимент детской мебели, игровых материалов, пособий, предметов декоративного убранства помещений. В связи с этим значительно повысилась роль дизайна – искусства проектирования и художественного оформления, как отдельных предметов самого различногоназначения, так и среды, окружающей человека, будь то машина, станок. Начинает вновь входить монументально-декоративное искусство – настенные росписи, мозаика, витражи и. т.д.

 

Усиленно внимание к окружающей ребёнка предметно - пространственной среде: интерьеру и экстерьеру – внешнему наружному облику. Недостаточно предоставить малышу богатый ассортимент игрушек, материалов и создать для него интерьер. Важно было, как  он будет чувствовать себя в этом предметном мире, чему и как  его здесь научат». Оформление теснее увязывалось с задачами дошкольного воспитания и обучения: учитывались организация и оборудование педагогического процесса, оснащенного  современными усовершенствованными средствами дидактики, важность развития самостоятельности и подвижности детей, приобщая их к посильному общественно полезному труду.

Наибольшее значение окружающей обстановки в жизни малыша указывали К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и другие. Советская дошкольная психология и педагогика подтверждают активную роль в воспитании и развитии ребёнка общественных явлений, быта (предметной среды), природы и искусства. Эстетическое развитие дошкольника есть управляемый и формируемый процесс. Такой точкизрения придерживаются А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Е.А. Флерина и другие специалисты в области дошкольного воспитания.

Из этих положений вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно - пространственной среды детского сада при условии:    

-содержательности и эстетической значимости этой среды;

-целенаправленного и систематического ознакомления детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребёнка;

- активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.

юбилей 018

Первый выпуск ясли - сада «Туяа»

 

юбилей 019юбилей 025

Образовательный процесс организовался  по  программе  «Воспитания    в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. 1982г. Программа была разработана Институтом дошкольного воспитания Академии педагогических наук  СССР, Управлением по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР и Центральным дошкольным методическим кабинетом.

 «Программа воспитания в детском саду» обязательна для воспитателя. Под его руководством осуществлялось всестороннее развитие каждого ребёнка,  происходило  усложнение всех видов деятельности (игра, занятия, труд). Образовательный материал в программе нарастал от группы к группе; на следующей возрастной ступени закреплялся и совершенствовался достигнутое на предыдущей. Программа охватывала четыре возрастные ступени физического и психического развития: ранний возраст – от рождения до 2 лет, младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет, средний возраст – до 5 лет, старший дошкольный возраст - от 5до7лет, причём на последней ступени особо выделяется период подготовительный к школе (от 6 до7лет). В каждой возрастной группе программа располагалась по видам деятельности и предусматривала разный характер взаимоотношений воспитателя с детьми в зависимости от их возраста. Воспитание и обучение детей раннего возраста осуществлялось основном в процессе индивидуальных контактов с каждым ребёнком. Игры и занятия с детьми третьего года жизни велись по подгруппам. После 3 лет во второй дошкольной группе вводились фронтальные формы работы. Занятия становились обязательной формой учебной деятельности для всех детей при индивидуальном подходе к каждому ребёнку.

Автор программы воспитания в детском саду Васильева М.А. пишет: «Общественное дошкольное воспитание, призвано в тесном  содружестве с семьей, обеспечить коммунистическое воспитание детей дошкольного возраста и подготовку их к  школе. За последние годы общественное дошкольное воспитание стало массовым. При этих условиях преемственность в учебно-воспитательной работе детского сада и первого класса школы становилось практически всё более необходимой. Школа опиралась на достигнутый уровень в физическом, умственном, нравственном и эстетическом развитии воспитанников детских садов.

 В процессе воспитательно - образовательной работы воспитатель последовательно осуществлял те задачи, которые определяла программа.  Воспитатель являлся организатором и руководителем педагогического процесса в дошкольных учреждениях. Основной состав педагогического коллектива имел специальность «Учитель начальных классов».  Он был ответствен за выполнение требований «Программы воспитания в детском саду». Воспитатели  обладали теми нравственными чертами и навыками культурного поведения, которые  служили  примером для его воспитанников.  Необходимо было непрерывно повышать уровень своей политической и педагогической  подготовки, совершенствовать профессиональное мастерство, активно участвовать в общественной жизни. Помогали  семье правильно воспитывать детей, пропагандировали лучший опыт семейного воспитания, развивали  преемственные связи между общественным и семейным воспитанием.

Общественное и семейное воспитание детей дошкольного возраста органически сочетались друг с другом. Перед семьёй и детским садом  стояли единые задачи. Детский сад призван быть образцом коммунистического  воспитания детей. В каждом дошкольном учреждении воспитание личности ребёнка сочеталось с формированием коллектива и коллективных взаимоотношений».

В детском саду проводились занятия по ознакомлению с окружающей общественной жизнью и природой, по развитию речи,  подготовке к обучению грамоте,  развитию элементарных математических представлений, музыкальные занятия, изобразительной деятельности, конструированию, физкультурные.

Совершенствовали звуковую культуру речи детей, обучали простым формам монологической речи. Воспитывали уважение к вождю мирового пролетариата В.И.Ленину, любовь к родному посёлку, к родной природе, любовь и уважение к родным и близким, привязанность и уважение к воспитателям, стремление порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим.

Первые воспитанники

юбилей 022юбилей 023

юбилей 021

Воспитанники ясли – сада«Туяа» 80-е годы

 

 

 

 

 

 

Второй этап развития ДОУ 1990-2000 г.г.

Основные приоритеты деятельности детского сада  - личностное развитие  ребенка, развитие  творческих способностей, психологическое сопровождения педагогического процесса. Внедрение  личностно-ориентированной  модели взаимодействия с детьми.

Для обеспечения  развития творческих способностей  детей в изобразительной деятельности  в детском саду была создана изостудия «Семицветик» под руководством воспитателя Гармаевой Елены Владимировны.

Ею была написана программа, которая опиралась на возрастные особенности их восприятия цвета, формы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребёнка, реализации его, себя как  творческой личности. Рисование являлось одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. В процессе рисования у ребёнка совершенствовались  наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребёнок формируют  и развивают у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование  в пространстве, чувство света. Также развивались  специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки.

Целью программы было:  формирование художественно-творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Задачи:

  1. Развивать у детей интерес к изобразительной,  художественной деятельности;
  2. Познакомить с выразительными возможностями художественных материалов и техник;
  3. Развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами. Придумывать  и создавать композиции, образы;
  4. Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности;
  5. Воспитывать эстетическую отзывчивость на прекрасное в окружающей действительности.

В программе имелись  характеристики возрастных особенностей художественного развития детей, обобщенные требования по возрастам к уровню развития воспитанников.

С 1998 года воспитание  и обучение детей осуществлялось по программе  «Радуга». Авторы программы «Радуга» Т.Н. Доронова, В.В. Гербова пишут: «Программа позволит решить в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей следующие три основные задачи:

-сохранить здоровье детей;

-создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;

-обеспечить каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Основными принципами, положенными в основу Программы, является следующее:

-уважение к свободе и достоинству каждого ребёнка как маленького, но полноправного человека;

-создание условий для развития его индивидуальности;

-обеспечение атмосферы психологического комфорта в группе;

-учёт возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и обучения;

-обеспечение качественной подготовки к школе.

Важно понимать, что программа «Радуга» - это целостная система, направленная на обеспечение поступательного развития детей и предполагающая, что одни и те же воспитатели работают с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста и кончая старшим, т.е. до выпуска их из детского сада».

Возрос уровень требований к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста потребовались специалисты с дошкольным образованием.

1990 году в Агинском педагогическом училище имени Базара Ринчино была открыта специальность «дошкольное воспитание».

В те  времена работа педагогического коллектива обновлялась  за счет новых  педагогических технологий ТРИЗ, методики Марии  Монтессори.

Немало научных трудов разработано по сенсорному воспитанию детей. Нам известны такие имена как Э.Г.Пилюгина, М.М. Манасеина, ПодьяковН.Н., М. Монтессори. По своему содержанию методика Монтессори очень интересная, доступная. Марию Монтессори интересовала вся жизнь ребёнка со дня рождения до гражданской зрелости. В процессе занятий с материалом Монтессори воспитатель помогал  ребёнку ориентироваться в окружающем мире, воспитывал умение владеть собой и формирует отношение к миру. Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребёнка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счёта.

Четыре условия по методике Монтессори для работы с детьми.

 Первое условие – это вещи, предметы. Эти вещи – суть предметов дидактического материала Монтессори для воспитания внешних чувств ребёнка.

Второе условие – это свобода. Это свобода заключалась, во-первых, в свободе выбора предметов, во-вторых в свободе продолжительных упражнений решительно всё равно какой предмет из дидактического материала выбирает ребёнок для занятия. Ребёнку недостаточно беглого взгляда на предметы, ему нужно владеть предметом, владеть длительно и возвращаться к нему постоянно; только при условии возможна фиксация внимания. С фиксированным вниманием развивается память в сторону точного запоминания и припоминания собственных последовательных действий.

Третье условие – это подготовка умственных центров в отношении к внешнему предмету, т.е. у субъекта должно существовать внутреннее психическое влечение к тому или  иному внешнему предмету или явлению.

Задача воспитателя - привести внимание в состояние напряжения: для этого он должен вести воспитанников от известного к неизвестному, от лёгкого к трудному так, чтобы это известное всегда предшествовало в трудном поиске.

Четвёртое условие – это интерес. Не все предметы внешнего мира привлекают внимание одинаково; внутренняя активность действует как причина, наталкивающая нас на внешние факторы, а наши интересы возбуждаются предметами, полезными внутреннему содержанию нашей жизни.

Материалы построены таким образом, чтобы развивать по отдельности различные сферы чувств, таких как осязание, вкус, обоняние. На этих материалах ребёнок учится также слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов.

юбилей 001Дифференцированное совершенствование умения осознанно воспринимать подобные ощущения даёт возможность ребёнку, сконцентрироваться на каком – либо одном из них. Таким образом, он учится управлять  своими эмоциями и постигать мир во всём многообразии.

юбилей 028На занятии используют различные материалы тренирующие моторику, координацию движений. Все материалы по сенсорике и моторике воспитатели делают своими руками, большую помощь оказывают родители.

юбилей 027

Коллектив  детского сада «Туяа» начало 90-х годов.

Важно, что в этот период  коллективом была осознана и проанализирована   действенность  развивающей среды в стимулировании  познавательной и  социальной активности и в реализации значимых потребностей  детей.

Социально-экономические преобразования общества 90-х годов повлекли за собой изменения в содержании работы учреждения. В этот период обновляется педагогический коллектив, приходят молодые, творчески настроенные педагоги - Сундуева Елена Николаевна, Бянкина  Валентина Петровна, Комогорцева Роза Ивановна, Гармаева Елена Владимировна.

юбилей 026

Десятый выпуск

 

 

 

 

 

Третий этап развития ДОУ2000-2006г.г.

Мир входит в новый век, в новое тысячелетие. Коллектив задумывался о будущем и верил, что оно будет лучше уходящего. Оно всецело зависело  от того, какие основы могут быть  в сознании детей. Ещё одним существенным фактором нового воспитания было предельно возможное снижение запретов в жизни ребёнка. Запрет для ребёнка – тормоз. Он останавливает действие его психической энергии и плохо влияет на развитие и здоровье.

В новом веке смысл жизни откроется каждому воспитателю и педагогу. Он должен стать неотделим от воспитания и образования детей. Главная концепция воспитания в новом веке будет строиться на понимании смысла жизни и предназначения человека. Очень важным положением этой концепции станет  представление о более совершенном человеке, человеке – созидателе новой жизни.

Деятельность дошкольного образовательного учреждения  направлена  на гуманизацию целей и принципов образовательной работы, создание условий  для формирования базиса личностной культуры детей,  полноценного проживания ребенком  периода детства, сохранения  его уникальности и неповторимости.

С 2003года осуществлен полный переход на  программу «Детство», приобретены  учебно-методические  комплекты,  литература по всем разделам программы.

Авторы программы «Детство» в первом издании условно объединили содержание вокруг четырёх основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». В последующем она была скорректирована и предложена «как программа обогащённого, многогранного развития и воспитания ребёнка - дошкольника в разных видах деятельности. Разработчики характеризуют

 Каждый из них и подчёркивают, что базовой основой реализации содержания является создание в ДОУ условий для полноценного физического и психического здоровья детей. Во втором издании авторы определяют три взаимосвязанные линии развития ребёнка: «Чувствовать» - Познавать – «Творить», реализация которых обеспечивает целостность и единую направленность самой программы. В обоих изданиях «Детства» авторы вычленяют три части (1-младший дошкольный возраст; 2-средний дошкольный возраст; 3-старший дошкольный возраст) и в каждой из них освещают особенности развития детей, общие условия организации их жизни, общения с окружающими и основные задачи воспитания.

Апробация программы «Детство» в разных регионах России, подготовка и публикация методического сопровождения ко второму и третьему её изданиям по всем разделам обусловили высокий интерес к ней широкого круга педагогов ДОУ и желание разобраться в специфике её теоретических и методических положений для более успешной работы.

Значимые  события  произошли для коллектива детского сада «Туяа», когда вышел Указ Президента Российской Федерации В.В.Путина №1024 от 21сентября 2002 года О награждении государственной наградой Российской Федерации Намсараеву Серафиму Баясхалановну- заведующую детским садом «Туяа» Агинского района.

За достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу наградили медалью ордена « За заслуги перед Отечеством» 2 степени.

Воспитатель Сундуева Елена Николаевна была награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской федерации. Стала лауреатом районного конкурса «Воспитатель года-2005г.

С сентября 2002 года и по сегодняшний день выпускается газета «Лучик» для детей, родителей и педагогов. Газета выпускается поквартально, орган издания: Коллектив детского сада «Туяа». Содержание газеты всегда бывает интересным, полезным и находит отклик у читателей. За всё это время выпущено несколько десятков номеров. Более десяти лет является бессменным редактором нашей газеты «Лучик» педагог-психолог Шагдурова Бэлигма Бадмаевна. Педагог, увлечённый в своём деле,  всегда ищет новые идеи и формы работы.

Благодаря этой газете родители получают полезную  информацию по воспитанию детей  и бывают в курсе всех событий, которые происходят в стенах детского сада.

В это время в ДОУ вводится психолого-логопедическая  служба, оборудуются кабинеты для занятий со специалистами. Воспитатель Шойдорова Р.Б. была переведена психологом на основании дополнительного штатного расписания с 11.03.2002 г.

Роза Батоцыреновна вносила свой вклад в защиту детей от перегрузки, но делала это в пределах своей профессиональной компетентности. Кроме того заботилась об эмоциональном благополучии всех воспитанников. Для этого  она участвовала в создании развивающей среды. Выступала в роли эксперта, устанавливающего соответствие тех или иных условий педагогического  процесса психическому здоровью и эмоциональному благополучию детей.

Первым учителем-логопедом была Намсараева Ц.Д.,которая приступила к своим обязанностям с 22.08.2005г.

Педагогический процесс  обогащается  внедрением  музейной педагогики.

С первых шагов своего профессионального существования музеи выполняли педагогические функции. Вот почему не без основания – музеи часто сравнивали и сравнивают со школой. Школа эта уникальна. В ней человек не просто получал знания, а учился быть человеком. Значить, закончить её невозможно, потому что и ребёнок, и взрослый, каждый раз приходя в музейные залы, открывают для себя нечто новое, неизвестное.

Педагогами детского сада был создан музей «Русская изба» В нём проводились занятия с детьми, а также экскурсии для различных возрастных категорий детей. Он ежегодно пополнялся наглядными пособиями, сделанными  руками воспитателей и родителей: макетами ландшафтов, моделями традиционных жилищ, куклами в национальных костюмах и многим другим, что в обычных музеях принято называть вспомогательным фондом, но без чего абсолютно невозможно проводить работу с воспитанниками. Каково было назначение и функции этнографического музея, организованного в стенах детского сада. Как и каждый музей, он обязательно выполнял четыре функции: пополнение фондов, систематизация, сохранение и демонстрации подлинников. Однако кроме перечисленных четырёх функций музей имеет пятую, не менее важную. Он выступает как особая форма дополнительного образования, развивающая кругозор детей и побуждающая их к сотворчеству, активности, самодеятельности. Все эти качества развиваются у них в процессе сбора, исследования, обработки, оформления. Но для оформителей музея «Русская изба» особого внимания заслуживает выражение «плясать от печки», т.е. «отталкиваться от самого главного». В интерьере избы, действительно, все плясали от печки. В детском саду музей, прежде всего, обеспечивает восприятие народной культуры через все органы чувств.

Для самых маленьких, впервые пришедших в музей, проводились экскурсии-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история утюга, старого зеркала, самовара и. т. д.)

Были использованы формы, характерные для сказок Ганса Христиана Андерсена, или реальный рассказ о судьбе представленном в музее вещей.        

Человек, находящийся  в музее – условном жилище, невольно «включает» воображение и ощущает себя его обитателем. Музейные экспонаты начинают играть роль театрального реквизита. Вот почему целый ряд занятий были построены в форме инсценировок. Например, гостеприимные хозяева русской избы могут предложить детям стать участниками посиделок, на которых в старину не только веселились, но и работали. Процесс рубки капусты, лепка из теста обрядовых печений, разучивание  песен, танцев, игр и многое другое пройдут гораздо успешнее, если окажутся включенными в определённую сюжетную линию сказки, обряд. Внедряется  национально-региональный компонент:

  • Этап наиболее активного  преобразования  предметно-развивающей среды;
  • Важно, что педагогическим коллективом ДОУ  по новому осознаются   ценности профессии. В эти года заметна динамика образовательного роста: педагоги получают высшее образование, проходят профессиональную переподготовку,  большая часть воспитателей имеет специальность «Дошкольное образование»;
  •    В связи с тем,   что в обществе  произошли глубокие  социальные изменения, постепенное падение  нравственных устоев,   потеря своих национальных и культурных корней педагогический коллектив пришел к выводу, что воспитание нравственности и осознание своих истоков должно идти  через ознакомление   детей  с традициями  своего народа, раннее  формирование  основ толерантности. Педагогическим коллективом была разработана   программа поликультурного воспитания, направленная  на ознакомление детей с русской и бурятской культурой.

С 2002 по 2007 год ДОУ реализована программа этнокультурного воспитания дошкольников: собраны материалы об истории и культуре Агинских бурят, их  родословные, разработаны и внедрены авторские программы, введён курс  обучения бурятскому языку, созданы детские театральная и фольклорная группы, которые представляют обряды, танцы, народные песни. Создана этнокультурная предметно-развивающая среда. Внедрены передовые технологии, такие как ТРИЗ, методика  сенсорного развития М. Монтессори. Установлено сотрудничество с культурными и научными центрами Республики Бурятия, представляя результаты работы на научно-практических конференциях, инновационных форумах и конкурсах.

Таким образом, стержневой задачей поликультурного образования должно стать  восхождение к духовности как личностному качеству и социальному явлению. Формирование духовности имеет глубокие гуманистические основы, получившие развитие в философии Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, В.В.Розанова, Д.С. Лихачёва и других. Духовное становление и развитие личности, его высших психических функций отражены в теориях отечественных психологов Л.С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других. Важнейшие общетеоретические и технологические подходы к гуманизации образования разработаны Е.В. Бондаревской, Н.Е. Шурковой, И.С. Якиманской, В.А.Караковским, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой и другими. Принципы и закономерности этнического воспитания раскрыты в трудах Г.Н.Волкова, В.Ф. Афанасьева, Я.И.Ханбикова, М.С.Васильевой, Ж.Тумунова и других.

Цель: создание эффективно действующей модели поликультурного образования в ДОУ, реализация её социальной значимости через установление партнерских отношений с семьёй, общественностью, научными, культурными и государственными учреждениями.

Задачи:

 1.Разработать программно-методический  комплекс по поликультурному образованию в ДОУ, обеспечивающий преемственность содержания с программами «Детство» и другими реализующими в ДОУ парциальными программами;

2.Разработать региональный компонент содержания дошкольного образования с учётом возможностей социокультурных объектов посёлка, района, округа;

3.Разработать программы и проекты дополнительного образования краеведческой, этнокультурной и поликультурной направленности;

4.Усовершенствовать формы взаимодействия с социокультурными  учреждениями;

5. Создать поликультурную предметно-развивающую среду в соответствии с содержанием программы;

6.Осуществить опытно-экспериментальную деятельность по реализации поликультурного образования дошкольников;

7.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации поликультурного образования, инновационной, проектной и экспериментальной деятельности.

Образовательная и социальная значимость программы поликультурного образования  призвана заложить основы гуманитарного мышления дошкольников, способности целостного восприятия мира, ранее

20выпуск

юбилей 006

 

Четвертый этап развития ДОУ 2006 – 2011г.г.

С марта 2006 года МДОУ «Агинский детский сад «Туяа» является образовательным учреждением II категории, а с марта 2007 года Центром этнокультурного (национального) образования Лаборатории этнопедагогики Педагогического института БГУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, наблюдающаяся на современном этапе развития общества тенденция к гуманизации образования, ее интеграции, открытости, переход от этнорегиональности к поликультурности требует своего научного осмысления и методической разработки.Учитывая, во-первых, полиэтничность окружающей ребёнка среды, а во- вторых, наибольшую способность восприятия культур других народов именно в детском возрасте, когда ещё не сложились стереотипные формы эмоционального -оценочного отношения к представителям других национальностей, естественно сделать   вывод об актуальности благоприятных перспективах поликультурного образования детей, начиная именно через систему дошкольного образования.

Анализ имеющегося в практике опыта этнокультурного образования свидетельствует об отсутствии системы в содержании этнокультурных знаний, об них фрагментарности и бессистемности, об их дублировании на разных ступенях образования.

За последние годы в ДОУ «Туяа» был накоплен большой опыт работы по ознакомлению детей  с историей и культурой родного края, собран обширный материал об истории Агинского края, разработаны разнообразные занятия и созданы дидактические материалы. 

Сказанное позволяет определить тему опытно-экспериментальной деятельности «Формирование знаний о родном крае как условие поликультурного образования дошкольников».

Объект  исследования: Процесс поликультурного образования дошкольников в условиях ДОУ.

Предмет исследования: Процесс формирования системных знаний о родном крае на основе разработки национально-регионального компонента комплексной программы «Детство» и дополнительной программы поликультурного образования дошкольников.

Цель эксперимента:

Разработать национально - региональный компонент комплексной программы д.п.н., профессора В.И.Логиновой «Детство», представляющий собой систему знаний о родном крае. Выявить педагогические условия поликультурного образования дошкольников в процессе формирования системных знаний о родном крае.

Гипотеза: Процесс  поликультурного образования дошкольников на основе формирования системных знаний о родном крае будет эффективным при следующих педагогических условиях:

1)содержание национально-регионального компонента дошкольного образования соответствует современным достижениям науки и возрастным особенностям дошкольников;

2) осуществлена интеграция знаний в смысловом поле культуры;

3) используются современные формы и средства в соответствии с деятельностным и игровым подходами к организации образовательно-воспитательного процесса, основанные на со - творчестве, со - деятельности, сознании; 

4) создана учебно-методическая база НРК программы «Детство».

Авторским коллективом педагогов: Сундуева Е.Н., Петрякова Л.П., Бянкина В.П.,Амоголонова М.Д., Базарова Ц.Б.,Комогорцева Р.И., Пронина Н.В., Намсараева Ц.Д. под руководством старшего воспитателя Гармаевой Елены Владимировны разработаны программы:

  • программа поликультурного образования дошкольников;
  • программа игрового сопровождения поликультурного образования дошкольников;
  • программа кружковой работы «Калейдоскоп истории»;
  • Важно, что в мае 2006 года на месте старого здания начато строительство нового детского сада. 12 января 2007 года здание  введено в эксплуатацию. На строительство затрачено 34,5 миллиона рублей. Софинансирование окружного бюджета и бюджета муниципального образования "Поселок Агинское". Приобретено оборудования на сумму 6,5 миллионов рублей;
  • На страницах газет «Агинская правда» была опубликована статья «Первый «луч» в наступающем году. В ней корреспондент Евгений Колотовкин писал:   «Незапланированные каникулы в связи со сносом старого деревянного здания и строительством нового длились около восьми месяцев. Дети и их родители отнеслись к этому с пониманием;
  • Новый детский сад сдан под ключ в кратчайшие сроки и укомплектован всем необходимым оборудованием. По сравнению с прежним он вмещает на одну группу детей больше. Казалось бы немного. Но если войти внутрь, то сразу становится понятно, что условия пребывания детей лучше вне всякого сравнения с тем, что было. Просторные игровые и спальные комнаты на пять групп, причём для каждой группы отдельно. Компьютерный класс, кабинеты психолога и логопеда, прачечная  столовая, горячая и холодная вода, и всё это под одной крышей. Детские кроватки, стульчики, шкафы и другая удобная мебель была сделана на предприятии местного производителя ЧП Крестникова. Это уже далеко не первый промышленный заказ мебели для детских дошкольных и общеобразовательных учреждений посёлка и округа»;
  • В коллектив ДОУ вливаются новые, молодые кадры, которые остаются в детском саду, и добросовестно трудятся на благо детей; Найданова Долгоржап Батожаповна, Колосова  Эльвира Александровна, Доржиева Жигдылма Жалсановна, Амоголонова Марина Джамбуловна, Пронина Наталья Владимировна.22-25 апреля  2008 года старший воспитатель Гармаева Елена Владимировна и учитель-логопед Намсараева Цырегма Дамбаевна приняли участие в работе Российского образовательного форума и стали дипломантами  II  Всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в образовании» в г. Москве. Педагогами   был представлен проект - «Игровое сопровождение полиэтнического образования».

 

 

 

 

 

 

МДОУ «Туяа» утверждено в статусе районной экспериментальной площадкой по теме «Формирование системных знания о родном крае как условие поликультурного образования дошкольников»;

IMGP0055

Первое соревнование среди дошкольников по бурятской народной игре

«Шагай наадан» инициировали и провели педагоги МДОУ «Туяа».

В сентябре 2009 года  учредителем  МДОУ «Агинский детский сад «Туяа» становится  МО ГО «Поселок Агинское».

С 1 сентября 2010 года в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 655 от 23 ноября 2009 г. введены Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. С этого момента наступает новый этап развития ДОУ. На основе федеральных требований разрабатывалась основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения.

Они включали  те же элементы, что и стандарты для остальных уровней образования: требования к структуре основной программы и к условиям ее реализации (кроме третьего элемента - требований к результатам освоения программы). Новый закон распространяет термин «стандарт» на дошкольное образование, повторяя содержание ФГТ, но  он плохо учитывает возрастные особенности детей. В структуре программы за образец по-прежнему берется школа: математики столько часов, рисования - столько-то…Но в детском саду не может быть такого чёткого деления образовательного процесса на предметы – мы получим «маленькую школу».

 Говоря об оценке качества дошкольного образования, необходимо отметить, что в центре  должна быть работа педагогов и образовательная среда:

  • общение воспитателя с детьми – создает ли он доверительную атмосферу в группе, как реагирует на вопросы;
  • насколько воспитатель квалифицирован как педагог – владеет ли современными педагогическими технологиями, заинтересовывает ли детей предлагаемым материалом, учит ли общаться, проявлять инициативу;
  • формирование образовательной среды-игры, игрушки,  современные средства обучения, насколько они соответствуют образовательным задачам, поставленным воспитателям;
  • организация образовательного процесса;
  • оценка условий.

В ДОУ реализуется поддержка одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 № 209  утвержден новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.  В соответствии с новым порядком аттестации педагоги ДОУ подтверждают категории на соответствие занимаемой должности, первую и высшую категории.  МДОУ становится бюджетным учреждением.

  • Важнейшими направлениями методической службы ДОУ   являются: повышение профессиональной компетентности педагогов  в вопросах организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ;
  • повышение ИКТ компетентности педагогов;
  • методическая поддержка педагогов в условиях опытно-экспериментальной деятельности.

Происходит диссеминация педагогического опыта, в методических пособиях обобщен опыт работы старшего воспитателя Гармаевой Е.В., воспитателя Сундуевой Е.Н.

  В пособии Гармаевой Елены Владимировны изданной в 2011 г. В г. Улан-Удэ «Во что играли наши бабушки» представлены методические материалы по игровому сопровождению поликультурного образования дошкольников:

  • программа;
  • перечень игр в соответствии с возрастными группами;
  • критерии сформированности игровых навыков детей;
  • бурятские игры  «Шагай наадан»;
  • методические рекомендации.

Пособие разработано при сотрудничестве педагогов ДОУ «ТУЯА» и лаборатории этнопедагогики Педагогического института БГУ и адресовано воспитателям дошкольных учреждений, осуществляющим этнокультурное образование, родителям для игр в семейном кругу, а также всем, кто интересуется народными играми.

Её многолетний  опыт работы в детском саду позволил разработать авторскую программу.

Цель программы: Знакомство детей с культурными традициями бурят, с этническим разнообразием и культурной самобытностью других народов в процессе игровой деятельности.

Задачи программы:

  1. Ознакомление детей с играми бурятского народа и народов;
  2. Развитие интереса к игровой культуре родного народа и народов ближайшего окружения;
  3. Развитие познавательной, творческой активности детей, самостоятельности в игровой деятельности;
  4. Развитие речи детей, коммуникативной культуры и толерантности;
  5. Формирование у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, усвоение норм социальных отношений.

Принципы реализации программы:

  • этнизация содержания (наполнение этнокультурным содержанием используемых игр);     
  • принцип события (совместное проживание события игры);                                  
  • учет этнопсихологических особенностей детей;
  • разновозрастность групп (участие в игре детей разных возрастов);
  • принцип деятельности (ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний, в процессе установления новых отношений);
  • создание этнокультурной предметно-развивающей среды (своевременное изменение с учетом обогащенного опыта детей);
  • современная интерпретация народных игр;                                                       
  • использование потенциала социокультурной среды социума (игре предшествуют посещение краеведческих музеев, народных театров, фольклорных коллективов, целевые прогулки, встречи с интересными людьми, знакомства с традиционными видами деятельности людей их трудом).

Программа  рассчитана на работу с детьми  5-7 лет.

Содержание программы состоит из четырех основных разделов, каждый из которых имеет тематические блоки. Для каждого из блоков подобраны игры в их видовом многообразии: дидактические, речевые, конструктивные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры народов Забайкалья различной развивающей направленности - от подвижных до настольных. В соответствии с возрастом детей содержание игр усложняется, расширяется, постепенно наполняется новыми понятиями, смыслами и ценностями.

К каждому блоку программы имеется игровой, информационно-познавательный, демонстрационный материал, художественная и научно-познавательная литература.

Диагностика уровня усвоения программы проводится в конце учебного года.  Для оценки уровня знаний и умений детей приняты нулевой, недостаточный и достаточный уровни.

В учебно-методическом пособии воспитателя Сундуевой Елены Николаевны, изданной 2012г. в п. Агинское: «Формирование и развитие навыков связной речи детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования». Использование опорных, графических схем и мнемотехники, моделей для развития связной речи.

Новизна опыта заключается в использование наглядного моделирования в развитии связной речи и в целом в комплексном решении задач речевого развития. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации-моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры или полоски;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения, используемые в них;
  • контрастная рамка-прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Моделирование состоит из следующих этапов:

  • усвоение и анализ материала;
  • перевод его на звукосимволический язык;
  • работа с моделью.

Последовательность работы по развитию связной речи такова:

  • обучение называнию предметов;
  • выделение основных признаков;
  • составление совместного описания, затем повествование.

Приемы, используемые при рассказывании по опорным схемам:

  • образец рассказа;
  • план рассказа;
  • анализ образца рассказа;
  • коллективное составление рассказа;
  • составление рассказа подгруппам (командами).

Индивидуальное  рассказывание.

Коллективное обсуждение составленных рассказов.

Практические методы, используемые при рассказывании по опорным схемам:

  • метод имитации;
  • метод разговора (беседы);
  • метод пересказа;
  • метод рассказывания (сочинение);

Работа по развитию связной речи детей с использованием опорных схем, моделей, мнемотаблиц, речевых карт приводит к большим сдвигам в речевом и умственном развитии. Система работы по развитию связной речи с использованием опорных схем и моделей заметно облегчает усвоение материала детьми. Эффективность работы данного направления видна при проведении диагностики. Ежегодно, диагностируя уровень развития связной речи дошкольников, у детей выявляются положительные стороны речевого развития. Может применять заместители и наглядные модели в уме, представить себе при помощи их то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Ребенок знает с чего начать рассказ и как его продолжить, дополнить, завершить. 

Работа по данному опыту проводилась с детьми дошкольного возраста, начиная со 2 младшей группы. Содержание работы осуществлялось  с учетом возрастных особенностей детей и в соответствии с принципами доступности последовательности системности, единства познавательной, эмоциональной и практической деятельности.

Чем раньше  будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод  мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как  связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Данный опыт работы был использован не только воспитателями ДОУ, но  и логопедами, учителями и родителями.

 

 

 

Четвёртый этап развития ДОУ-2013г. по настоящее время

Современная система дошкольного образования претерпевает достаточно серьёзные изменения с  2014 года Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования начал свои нормативные действия.

Все детские сады находятся в процессе модернизации, введения инноваций и новых требований, многие  педагоги прошли повышения квалификации, и образовательный уровень  частично меняется  предметно-пространственная среда.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. 

ФГОС дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В центре  стандарта находятся требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.

В отличие от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ. А требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений.

При определении причин, повлиявших на разработку Стандарта,  исходит из следующего.

Во-первых, это изменение статуса дошкольного образования как первого уровня образования.

Во-вторых, стремление к личностно-ориентированному, гуманитарному подходу в образовании детей, который вступает в противоречие с авторитарным подходом, когда ребёнок рассматривается как объект воздействия взрослого, а в обучении детей дошкольного возраста предпочтение отдаётся занятиям, по форме напоминающих не «занимательную деятельность», а урок в школе.

В-третьих, изменился сам ребёнок - он выступает как субъект детских видов деятельности, хочет быть равноправным участником образовательных отношений.

В-четвёртых, учёные и практики всё чаще говорят о самоценности периода детства, необходимости учёта детской субкультуры, предлагая разнообразные формы организации образовательной деятельности, основанной на сотрудничестве ребёнка и взрослого. 

Стремительно пролетают дни, проходят годы, но в памяти каждого человека хранится живой источник доброты, олицетворением которого становится место, где были прожиты неповторимые мгновения жизни. Умело, плодотворно руководила Серафима Баясхалановна всем этим дружным, сплочённым  коллективом, которая для многих стала второй мамой, с которой можно посоветоваться, поговорить по душам. Многим работникам детского сада она помогла с жильём, не раз  поддерживала в трудные жизненные моменты.   Проработав тридцать лет заведующей детского сада «Туяа» в ноябре 2013 года Намсараева Серафима Баясхалановна уходит на заслуженный отдых. Находясь на заслуженном отдыхе, она не бывает в стороне от событий детского сада, душой болеет за свой коллектив.

По приказу председателя комитета образования ГО «Посёлок Агинское Д.М. Дугаровой была назначена заведующей детского сада «Туяа» Амоголонова Марина Джамбуловна.

В настоящее время наряду с опытными специалистами старший воспитатель Комогорцева Р.И., педагог-психолог Шагдурова Б.Б., учитель-логопед Дондокова И.Б., воспитатели Найданова Д.Б., Колосова Э.А. В коллективе начали свою трудовую деятельность и молодые специалисты: педагог-воспитатель по бурятскому языку Мункуева А.Б., воспитатели Бороева М.Д., Эрдэнеева И. Б. Медведева В.В. Для продолжения своей педагогической деятельности в наш коллектив влились Шоглино А.Д., Болотова Д.Б.

Самые добрые слова и светлые воспоминания хранит коллектив о своих ветеранах. Их способность активно мыслить, усердие, неутомимость и, конечно любовь к своей профессии делали жизнь детей многих поколений интересной и радостной.

серафима баясхалановнаНамсараева Серафима Баясхалановна – заведующая. Начала свою трудовую деятельность в 1964 году воспитателем детского сада  в селе  Дульдурга. В 1967 году закончила Читинское дошкольное педагогическое училище.  С января1967 года   работала воспитателем, а с июня 1971 года заведующей в детском саду «Багульник» п. Агинское.

В октябре 1983 году назначена заведующей вновь открывшегося детского сада «Туяа». За 30 лет ее руководства детский сад добился многого. Многое сделано для  накопления педагогического опыта, улучшения материально – технической базы. Работа дошкольного учреждения высоко оценена на образовательных форумах, конкурсах районного, окружного, краевого уровней, а также известна далеко за пределами края.

Спокойная, строгая, подтянутая женщина, свой рабочий день всегда начинала   с утреннего обхода. Она виделавсе, какой порядок в группе, на пищеблоке,  как готов к утреннему приёму воспитатель, что у него приготовлено для детей, чем заняты сами дети. От её взгляда не ускользнет  ничего – и чистота  помещения и внешний вид сотрудников.  У неё хватало  времении на административно - хозяйственные дела и  на педагогическое  руководство. Она пробуждала   у воспитателей стремление к  самосовершенствованию личностных качеств,  творческому поиску, повышению профессионального мастерства.   У Серафимы Баясхалановны было одно  прекрасное качество,  она по-матерински  относилась  к каждому сотруднику детского сада, поддерживала   добрым словом, напутствием,   защищала и помогала в трудную минуту.

За долгие годы работы   она удостоена высокими наградами Ветеран труда, Отличник народного просвещения, награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», юбилейноймедалью 100 лет Профсоюзам России.

воспитатели 0431Петрякова Любовь Петровна - воспитатель. Закончила Агинское педагогическое училище в 1980 году.  Работала воспитателем  в детском саду «Туяа» со дня его открытия. 

Любовь Петровна умный, и тактичный воспитатель, вела детей в удивительную страну познания окружающего мира. Она считала, что народные традиции, народное творчество являются чистым и вечным источником, который благотворно влияет на детей, поэтому работала над темой педагогического опыта «Приобщение к народной культуре через ознакомление с русским фольклором». Под ее руководством дети занимались в фольклорном кружке, учились играть на ложках в детском ансамбле «Веселые ложкари».

За годы работы она выпустила в школу сотни выпускников. Как педагог Любовь Петровна очень грамотный, разносторонний человек. Все открытые занятия с детьми давала на высоком методическом уровне. Её воспитанники  не раз занимали призовые  места  в интеллектуальном марафоне для дошкольников «Маленькие умники и умницы».

   Любовь Петровна активный участник общественных мероприятий, веселая и заводная, она заряжала своим оптимизмом коллег по работе.

DSCN0737Медведева Вера Алексеевна – повар.

 Ветеран труда. 30 лет проработала в дошкольном образовательном учреждении «Туяа». За многолетний, добросовестный труд удостоена звания «Ударник коммунистического труда»; награждена почетными грамотами Агинского района, Администрации ГО "Поселок Агинское».

 Вера Алексеевна много лет проработала помощником воспитателя. А с 2000 года  работает поваром. Рабочий день в детском саду начинается в то время, когда большинство из нас ещё сладко спим в предчувствии скорого звонка будильника. Вера Алексеевна в шесть утра уже на рабочем месте - готовит завтрак для ребят. Свою работу она любила и вкладывала свою любовь в каждое блюдо. Может быть поэтому, они получались действительно вкусными, домашними. Через её заботливые руки ежедневно проходили более ста детей, которых на протяжении всего дня кормила горячими блюдами. Человек   очень ответственный и трудолюбивый. Она не только хороший работник, но и   замечательная мать, которая   вырастила, DSCN0727воспитала 7 детей. Награждена Медалью материнства Iи II степени.

Казадаева Наталья Ивановна младшийвоспитатель работала в МДОУ «Туяа» более десяти лет.

Именно этим добрым и ласковым словом «няня», коллектив детского сада называют младшего воспитателя, этого замечательного труженика, помощника воспитателя от А до Я. Труд младшего воспитателя практически незаметен для родителей. Многие мамы и папы не видят этих добрых и ласковых глаз, встречающихся с детьми каждый день, не слышат, как их ребятишки делятся своими секретами с этой мудрой женщиной. Как по-матерински учит уму-разуму и порядку ребят – умению накрывать на стол, заправлять кровати, следить за внешним видом  и многому другому. В течение всего дня Наталья Ивановна находилась рядом с детьми, проживала всю групповую жизнь, знала обо всех мелочах детского бытия.

Спокойная, добрая, ласковая всегда с большой любовью относилась к детям.

цыреновнаЦырендашиева Цырен-Дулма Цыреновна главный бухгалтер.

Работала в МДОУ «Туяа» с февраля 2004 года. Закончила Читинский кооперативный техникум в 1978 году.  Первоклассный специалист. 

Ежедневно она выполняла сложную и кропотливую работус цифрами, отчетами, процентами, расходами. Цырен-Дулма Цыреновна образец точности и эталон  терпения.

За добросовестный труд, неоднократно награждалась почетными грамотами, благодарственными письмами, ценными подарками.

Принципиальный, честный, порядочный и ответственный сотрудник.  Коллеги по работе ценили  в ней дружелюбие, умение в трудные минуты поддержать и прийти на помощь.

Гармаева ЕГармаева Елена Владимировна работала в должности – старшего воспитателя. Окончила в 1996 году  Агинский педагогический колледж  по специальности  «Воспитатель ДОУ». В октябре 1998 года была  принята  на должность воспитателя в детский сад «Туяа». В 2005 году Окончила Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского по специальности «Специальная психология».  С августа 2004 года работала в должности старшего воспитателя. Имела высшуюквалификационную категорию.

В своей профессиональной деятельности Елена Владимировна руководствовалась жизненным правилом: «Wonprogrediestvegredi!» (лат.) «Не идти вперед – значит идти назад!»,  подтверждала его активной профессиональной позицией и постоянным самообразованием. Была активным участником  различных муниципальных, окружных, региональных и межрегиональных мероприятий, образовательных форумов, научно-практических конференций, конкурсов.  Гармаева Е.В. являлась победителем районного,  а затем  и окружного конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года Агинского Бурятского автономного округа  - 2007».

В апреле 2008 года представляла проект «Игровое сопровождение поликультурного   образования дошкольников» наXII Российском образовательном форуме -2008 в г. Москве.

В марте 2010 года приняла участие в республиканском профессиональном конкурсе «Инноватика в этнокультурном образовании», в г. Улан – Удэ, где заняли I место.

Статьи Гармаевой Е.В представлены в сборниках: поитогам региональной научно - практической конференции «Тенденции изменений и приоритетные проблемы дошкольного и начального образования Байкальского региона» 27.03. 2007 г. статья «Этнопедагогические основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста»; статья «Из опыта реализации программы игровой поддержки полиэтнического образования дошкольников» в сборнике «Педагогика любви» материалов международной научно-практической конференции «Этнопедагогическое наследие народов Сибири и Центральной Азии в рамках вторых Волковских чтений 8-12 июля 2009 года в г. Кызыл.

Гармаева Е.В. являлась автором методического пособия «Во что играли наши бабушки».

Темой самообразования была «Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ через активные формы методической работы». 

Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. Приказ от 11 августа 2010 г. № 713\ к-н

В марте 2014 года старший воспитатель Гармаева Елена Владимировна по приказу председателя комитета образования ГО «Поселок Агинское» Д.М. Дугаровой была назначена заведующей детского сада «Далай». При назначении Гармаевой Елены Владимировны был учтён большой опыт работы в качестве воспитателя и старшего воспитателя, а также высокие организаторские способности. Фундаментальные профессиональные знания, компетентность, широкий кругозор  и общекультурная эрудиция.

воспитатели 0271Сундуева Елена Николаевнаработала - воспитателем.

 «Много на свете хороших профессий, но, знаю, моей не найти интересней». Эта мысль не покидала   Елену Николаевну Сундуеву на протяжении тридцати лет  педагогической деятельности. В детский сад «Туяа» она пришла работать воспитателем в далеком 1985 году. С тех пор ни разу не пожалела о своем выборе, считала, что по-настоящему счастливым может быть только человек, занимающийся любимым делом. Ее первые выпускники давно выросли, выучились, работают и уже сами приводили своих детей к ней в группу.

 Елена Николаевна была наставником не только для своих воспитанников, но и коллег. Обладая отличной практической и теоретической подготовкой по вопросам воспитания детей дошкольного возраста, на высоком профессиональном уровне проводила  открытые занятия для воспитателей детских садов поселка, Забайкальского края, слушателей Агинского института повышения квалификации работников социальной сферы, студентов Агинского педагогического колледжа. В 2007 году Елена Николаевна стала Лауреатом районного, затем окружного конкурса «Воспитатель года».  В 2006 году награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.   Имела звание «Ветеран труда Российской Федерации».

В 2012 году она обобщила опыт своей педагогической деятельности в методическом пособии для воспитателей «Формирование  и развитие навыков связной речи детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования». Использование опорных, графических схем и мнемотехники для развития связной речи. Агинское: Издательский центр «Агын Υнэн», 2012.

 Елена Николаевна приняла участие во Всероссийском конкурсе «Призвание воспитатель» в номинации «Есть идея». Было отправлено разработанное ею методическое пособие «Формирование связной речи   посредством мнемотехники». В августе 2014 года стала победителем и была награждена золотой медалью.

сундуева ЕЕлена Николаевна семь лет возглавляла профсоюзный комитет детского сада. Под ее руководством коллектив неоднократно добивался успехов на спартакиадах и смотрах художественной самодеятельности, за что была отмечена грамотами районного и окружного профсоюзных комитетов.

Ответственная по работе, человек активной жизненной позиции, оптимист по характеру, пример трудолюбия и жизнелюбия.

Любящая мама и бабушка – такой она останется в памяти всех, кто её знал.

SAM_1423

 

 

 

 

 

 

 

ДостиженияДОУ

Педагоги дошкольного образовательного учреждения «Туяа» принимают активное участие в конкурсах, выставках, форумах, конференциях района, округа, Забайкальского края, Байкальского региона, РФ.

  • III место на районном образовательном форуме «Школа -2003». 08.12.2002 г.
  • I место на IV окружном образовательном форуме «Школа 2003. Модернизация Российского образования первые итоги».  Декабрь 2002.
  • Второе место на II окружном конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений. Декабрь 2003.
  • Участие воспитателя Сундуевой Е.Н. в работе межрегиональной научно-практической конференции «Развивающее обучение: опыт, проблемы, перспективы». 20.11.2004 г.
  • II место в районном и окружном образовательном форуме «Школа года. Сильная Россия – конкурентоспособное образование». Декабрь 2005.
  • Воспитатель Сундуева Е.Н. Лауреат районного конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года -2005»
  • I место в окружном конкурсе посвященном 60-летию Победы «Во имя жизни на земле» Май 2005.
  • II место за успешный опыт в инновационной деятельности VII окружной выставке «Образовательное учреждение - 2006».
  •  Воспитатель Сундуева Е.Н. награждена грамотой Министерства образования РФ за многолетний и добросовестный труд в деле воспитания дошкольников. Март 2007 года.
  • Старший воспитатель Гармаева Е.В. победитель районного и окружного конкурсов «Воспитатель года -2007». Март 2007 года.
  • Участие старшего воспитателя Гармаевой Е.В. в работе межрегиональной научно – практической конференции «Тенденции изменений и приоритетные проблемы дошкольного и начального и начального образования» в г. Улан – Удэ. 27.03 2007.
  • III место на районном образовательном форуме «Образовательное учреждение года» 10. 12. 2007 г.
  • II место на IX региональном форуме «Образовательное учреждение года» 15.12. 2007 г.
  • Лучшее дошкольное образовательное учреждение района. Август 2007.
  • Старший воспитатель Гармаева Е.В.  и логопед Намсараева Ц.Д. приняли участие в работе республиканского круглого стола «Приоритетные направления этнопедагогических исследований и этнокультурного образования» 29. 02. 2008 года в г. Улан -Удэ.
  • Присвоение МДОУ «Туяа» звания Центра этнокультурного (национального) образования лаборатории этнопедагогики Педагогического института Бурятского государственного университета 29. 02 2008 г.
  • Приняли участие в работе Российского образовательного форума, представляя инновационную разработку «Игровое сопровождение полиэтнического образования дошкольников» на II Всероссийском профессиональном конкурсе «Инноватика в образовании» в номинации дошкольное образование в г. Москве 22-25 апреля 2008 года
  • Февраль 2009 года в преддверии праздника Белого месяца Сагаалган впервые в районе ДОУ «Туяа» организовал соревнования среди дошкольников по бурятской народной игре «Шагай наадан".
  • Апрель 2009 года утверждены в статусе районной экспериментальной площадки. Тема экспериментальной деятельности: «Формирование системных   знаний о родном крае как условие поликультурного образования дошкольников».
  • I место в республиканском конкурсе «Инноватика в этнокультурном образовании» (г.Улан – Удэ, 2010).
  •  Воспитатель Комогорцева Роза Ивановна победитель городского конкурса «Воспитатель года - 2010». Сентябрь 2010 г.
  • Участник краевого конкурса профессионального мастерства «Горжусь профессией своей». Декабрь2010.
  • Диссеминация опыта МДОУ «Туяа» по организации поликультурного образования дошкольников на окружном уровне. Авторские курсы старшего воспитателя Гармаевой Е.В. Февраль 2010 год.
  • Участник I краевого форума инновационных проектов «Образование - 2011 24-25 февраля 2011. Представляли инновационный проект «Формирование знаний о родном крае как условие поликультурного образования дошкольников».
  • Амоголонова М.Д. стала дипломантом всероссийского информационного конкурса образовательных разработок «Фестиваль Открытый урок».
  • Первое место в конкурсе среди организаций и предприятий поселка Агинское в конкурсе «Славься, Светлая Пасха!» Апрель 2011г.
  • Воспитатель Базарова Ц.Б. приняла участие в научно практической конференции «Наследие Сибири» в г. Улан-Удэ. Июнь 2011г.
  • Воспитатель Базарова Ц.Б. победитель муниципального конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года -2011».
  • Участники краевого конкурса
  •  Воспитатель Бянкина Валентина Петровна призер муниципального конкурса профессионального мастерства "Воспитатель года -2012" (3 место)
  •  Воспитатель Комогорцева Роза Ивановна лауреат Всероссийского конкурса " Я педагог".
  • Младший воспитатель Колосова Эльвира Александровна призер (3 место) первого муниципального конкурса "Лучший по профессии" - 2013.
  • Педагог - психолог Шагдурова Билигма Бадмаевна «Лучший медиа - педагог-2014», (2 место).
  • Учитель - логопед Дондокова Ирина Баторовна призер муниципального конкурса профессионального мастерства "Воспитатель года -2014" (3 место).
  • Воспитатель Сундуева Елена Николаевна приняла участие во Всероссийском конкурсе «Призвание воспитатель» в номинации «Есть идея». Было отправлено разработанное ею методическое пособие «Формирование связной речи   посредством мнемотехники». Стала победителем и награждена золотой медалью. Август 2014год.
  • II место в выставке- ярмарке « Галерея букетов Аги» Август 2014год.
  • II место в городском конкурсе « Ночная битва хоров» среди организаций и учреждений ГО « Поселок Агинское» Октябрь 2014 год.
  • Старший воспитатель Комогорцева Р.И. приняла участие в III Международной научно – практической конференции «Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика» с темой доклада «Этнокультурное образование в дошкольном образовательном учреждении» Ноябрь 2014год.
  • III место в конкурсе на лучшее новогоднее оформление фасадов и территорий. Декабрь 2014год.
  • За актуализацию проблемы поиска эффективных средств развития детей и учебное - методическое пособие «Формирование и развитие навыков связной речи у дошкольников посредством моделирования наш детский сад наградили золотой медалью. Январь 2015год.
  • Педагог - воспитатель бурятского языка Мункуева А.Б. приняла участие в межрегиональной научно – практической конференции «Итоги и перспективы введения ФГОС общего и дошкольного образования» в г. Чита. Май 2015год.
  • Педагог - воспитатель бурятского языка Мункуева А.Б. приняла участие в научно – практической конференции «Духовность. Нравственность. Традиции. История и современность» с темой доклада «Мнемотехника как метод развития навыков связной речи на занятиях по бурятскому языку. Май 2015год.
  • II место в конкурсе на лучшее новогоднее оформление фасадов и        территорий. Декабрь 2015год.
  • Старший воспитатель Комогорцева Р.И. лауреат международного конкурса «Надежда Планеты» Номинация Гражданском – патриотическое воспитание. Наименование конкурсной работы«Моя малая Родина глазами ребенка». Декабрь 2015год.
  • Участие старшего воспитателя Комогорцевой Р.И.  в интернет - форуме ЗабГГУ. Тема доклада (статьи): «Развитие навыков связной речи  детей дошкольного возраста в условиях билингвизма» Декабрь 2015год.
  •   Старший воспитатель Комогорцева Р.И., педагог-воспитатель бурятского языка Мункуева А.Б., воспитатель Найданова Д.Б. приняли участие в Международной научно-практической конференции «Художественное наследие Ж. Тумунова в контексте социокультурного и образовательного пространства», посвященной 100-летию со дня рождения. Февраль 2016г.
  • Серебряная медаль Международного конкурса «Надежда планеты» На конкурс детский сад «Туяа» ГО «Поселок Агинское» представил инновационный проект «Малая родина глазами ребенка» как способ развития основ эвристического мышления старших дошкольников».

       Авторы  проекта: старший воспитатель Комогорцева Роза Ивановна, педагог-психолог  Шагдурова Бэлигма Бадмаевна.

Диплом IIстепени за участие в выставке - ярмарке «Галерея букетов Аги»2016-2017гг.

  • Дипломом III степени за участие в конкурсе на лучшее новогоднее оформление фасадов и территории.2016-2017гг.
  • Диплом лауреата конкурса в номинации «Гражданское – патриотическое воспитание» за оригинальный комплект материалов«Моя малая Родина глазами ребенка». Декабрь 2015год
  • I место « Галерея букетов 2017» посвященной 80-летию образования Агинского Бурятского округа. Август 2017
  • Почетная грамота по итогам подготовки образовательных организаций к новому 2017/2018 учебному году IIIместо август 2017
  • Почетная грамота за участие в конкурсе «Театральная весна-2017» 2 место.

Достижения воспитанников

2003-2004 год

  • Поселковый конкурс «Саган Дангина» -2004 среди девочек дошкольного возраста. Намсараева Дулма – 1 место. Март 2004 г.

2004-2005 год

  • Воспитанники старшей группы (воспитатель Комогорцева Р.И.) заняли 1 место в окружном фестивале, посвященном 60-летию Победы
  • «Во имя жизни на земле». Май 2005 г.

 

2006-2007 год

  • Воспитанник старшей группы Жаргалов Максар занял 1 место в номинации «Развитие речи» на районной олимпиаде для дошкольников «Маленькие умники и умницы», и 2 место на окружной олимпиаде в той же номинации. Май 2006 (воспитатели Петрякова Л.П., Пронина Н.В.)

2007-2008 год

  • Поощрительный приз на окружном конкурсе чтецов на бурятском языке «Алтан тоонтом hалбарыш! Участница Бальжирова Оюна (старшая группа). Октябрь 2007.
  • Участие воспитанников старшей группы (воспитатели Бянкина В.П., Доржиева Ж.Ж.) в районном конкурсе «Театральная весна». Май 2008.
  • Воспитанница старшей группы Бальжирова Оюна заняла 2 место на районном интеллектуальном марафоне для дошкольников в номинации «Обучение грамоте» (воспитатели Бянкина В.П., Доржиева Ж.Ж.).  Май 2008.

2008-2009 год

  • Воспитанница старшей группы Цырендоржиева Баира заняла 2 место на районном интеллектуальном марафоне для дошкольников в номинации «Развитие речи» (воспитатели Бянкина В.П., Доржиева Ж.Ж.).  Май 2009.

2009-2010 год

  • Третье место на муниципальной детской спартакиаде среди дошкольников. Май 2010 год

2010-2011 год

  • Воспитанница старшей группы Жамсоева Дарима и заняла 2 место в конкурсе «Песня – душа народа» (воспитатель Петрякова Л.П., муз. рук. Батуев В.А.), октябрь 2010 г.
  • Муниципальный конкурс детских рисунков «Моя семья». Первое место в своей возрастной категории заняла Ринчинимаева София (подготовительная группа), второе Дашидондоков Баир (старшая группа); в средней возрастной группе Моритуева Алина заняла 3 место.
  • Первое место в номинации «Математика» на районном интеллектуальном марафоне для дошкольников «Маленькие умники и умницы» Дашидондоков Баир (старшая группа). Воспитатели Петрякова Л.П., Иванова Н.Г. Май 2011 г.
  • Третье место в номинации «Развитие речи» на районном интеллектуальном марафоне для дошкольников «Маленькие умники и умницы» Цыденжапова Суяна (подготовительная группа). Воспитатели Сундуева Е.Н., Базарова Ц.Б. Май 2011 г.
  • Второе место на муниципальной детской спартакиаде среди дошкольников. Май 2011 г.

2012-2013 год

  • Команда воспитанников "Озорные лучики" занимает 2 место в муниципальной спартакиаде среди дошкольников.   2013 г. (спортивный инструктор Коренева Е.В.)
  • Воспитанница подготовительной группы Самбуева Дари 2 место в интеллектуальном марафоне для дошкольников «Маленькие умники и умницы» в номинации «Обучение грамоте» (воспитатели Бянкина В.П., Доржиева Ж.Ж.)

 

2014-2015год

Воспитанница подготовительной группы, Алима Дугарова приняла участие в конкурсе «Мисс Дангинахан 2015» Была удостоена дипломом первой степени.

  • Воспитанник подготовительной группы, Цыбенов Артур принял участие в первом туре проектной деятельности «Я исследователь» с проектом «Человек, прославивший наш род», где занял 1 место.
  • Второе место в номинации «Развитие речи» на районном интеллектуальном марафоне для дошкольников «Маленькие умники и умницы» Вика Ванзаракшаева (подготовительная группа). Учитель - логопед Дондокова И.Б. Май 2015 г.

 

2015-2016 год

  • Воспитанница старшей группы Базарова Билигма и воспитанница средней группы Гендунова Лена    приняли участие в Муниципальном конкурсе чтецов «Тоонто нютагни hайхан даа!». Базарова Билигма заняла 1 место, Гендунова Лена 2 место. Воспитатель Найданова Д.Б.
  • В окружном конкурсе чтецов «Тоонто нютагни hайхан даа!» Базарова Билигма заняла 3 место. Воспитатель Найданова Д.Б.
  • В феврале месяце прошел конкурс «Шагай наадан» среди воспитанников детского сада. Воспитанник старшей группы Цыдендоржиев Аюша   занял 2 место.  Педагог-воспитатель бурятского языка Мункуева А.Б.
  • В интеллектуальном марафоне для дошкольников «Умники и умницы» воспитанница старшей группы Сарюна Ванчикова заняла I место по направлению «Развитие речи». Учитель - логопед Дондокова И. Б.

2016-2017 год

·В конкурсе детских художественных работ«Я – забайкалец, мы – Забайкалье» Цыденова Саяна воспитанница    подготовительной группы заняла I место. Иллюстрация произведения Николая Ярославцева «Почему растут усы» 1 место в г. Чита 2016

  • Базарсадаев Эрдэни воспитанник подготовительной группы занял 3 место в конкурсе чтецов «Баарбадай» среди детей дошкольного возраста.2016г
  • Диплом первой степени Общероссийского конкурса «Воспитываем и учим, играя» организованный информационным центром методического объединения педагогов Сибирского Федерального округа «Магистр» выдан подготовительной группе детского сада «Туяа» за «Квест - проект «Родина моя - Агинское» 2016
  • Грамота за победу в номинации «Лучший юный актер» в фестивале-конкурсе «Театральная весна 2017» присуждена Дондокову Минжуру воспитаннику   подготовительной группы.
  • Воспитанник подготовительной группы Овчаров Захар занял 1 место в интеллектуальном марафоне «Умники и умницы» среди детей старшего дошкольного возраста» по направлению «Обучение грамоте»2017г.
  • В Муниципальном конкурсе детского художественного творчества «Пионерский вернисаж» приняли участие воспитанники старшей и подготовительной групп. -1, 2, 3 места.  2017г. июнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детский сад - лучик детства.

В самом центре поселкаАгинское находится    детский сад с красивым   названием "Туяа", что в переводе с бурятского означает "солнечный луч".  В начале октября в детском саду особенно оживленно, потому,  что он  отмечает свой  35 летний юбилей.  Для истории это всего лишь миг, а для многих поколений выпускников, ветеранов труда, нынешних педагогов и сотрудников детского сада - это незабываемое событие, которое дарит прекрасные воспоминания о ярких буднях и открывает новые страницы творческой деятельности.

Сегодня дошкольное образовательное учреждение "Туяа" - это детский сад,  где функционируют 5 дошкольных групп, которые посещают   139 воспитанников.

 Сегодняшний коллектив стабильный, слаженный, состоящий из 30 сотрудников, которые оберегают  прекрасный мир детства. У многих в трудовой книжке значится лишь одна запись: "Детский сад "Туяа".  

Педагоги - это  цемент, на котором держится вся деятельность  дошкольного образовательного учреждения. Стабильность, многолетний педагогический опыт,  компетентность и креативность - основные черты педагогического коллектива МДОУ "Туяа".  Нестандартно и творчески подходят к процессу воспитания и образования детей воспитатели.  Помогают  детям успешно адаптироваться  в социуме, развивают познавательные процессы и речь,  работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья  специалисты службы сопровождения  педагог - психолог  с большим стажем Шагдурова Бэлигма Бадмаевна и учитель-логопед Дондокова Ирина Баторовна.

Знакомят детей с прекрасным миром музыки и искусства музыкальный руководитель Дашибалова Янжима Батомункуева. В детском саду нет второстепенных профессий, каждый выполняет важное и нужное дело.  Одним из основных направлений деятельности дошкольного  учреждения  является сохранение и укрепление здоровья детей.  За здоровьем детей следит медицинская сестра Дагбаева Арюн Баировна, которая любит свою работу и воспитанников детского сада.

Методической работе в дошкольном образовательном учреждении  отводится главенствующая роль  в обеспечении условий для формирования профессиональной компетентности педагогов.    С педагогами работает старший воспитатель Комогорцева Роза Ивановна, помогая  им достигать профессионально значимых результатов. Об этом свидетельствуют ежегодные победы  педагогов детского сада на  разных конкурсах.

Сегодня все сотрудники дошкольного учреждения стремятся создать для детей атмосферу любви и радости, сделать жизнь ребят интересной и содержательной, помогают увидеть мир в многообразии красок. Благородна и трудна работа младших воспитателей. Они не только успевают накормить детей, убрать посуду и помещения, но   и  поиграть с детьми,  почитать интересную книгу, помочь воспитателям в оформлении развивающей среды, организации образовательной деятельности, утренников.  

Кухня детского сада разнообразна и радует воспитанников своими блюдами, благодаря мастерству поваров Лыгденовой Дулмы Дашинимаевны и Самбаевой Светланы Очировны.

    Добросовестно и ответственно выполняют свои обязанности делопроизводитель Дондоков Барас Сергеевич, заведующий хозяйственной частью Доржиева Жигдылма Жалсановна, дворник Жалсараева Сахьяна Цырендоржиевна., машинист по стирке белья Дамбаева Виктория Викторовна.  Всегда на посту,  охраняя покой  детей и  сотрудников, сторожа Абидуев Аюр Дондокович и Самбаев Баир Доржинимаевич.  Каждый  из сотрудников вносит огромный вклад воспитание  и развитие детей, всецело отдавая себя благородному делу, создавая уют, чтобы детский сад всегда  оставался для детей теплым домом,  в котором царит любовь, понимание, доверие и сочувствие.  

 За 35 лет детский сад воспитал и выпустил в школу более  900 детей. Многие из них сейчас уже сами стали мамами и папами  и с  большим желанием приводят своих детей в детский сад "Туяа".  Сотрудничество с родителями дает  коллективу силы работать  дальше с полной отдачей, сделать все, чтобы детям здесь было радостно и  комфортно.По предложению родительского комитета в июне 2015года проводится ряд работ по благоустройству территории детского сада: установлены новые песочницы, качели на участках групп. На первом  этаже полностью заменили линолеум.

Детский сад активно взаимодействует  с социальными  институтами поселка, школами, музеями, учреждениями культуры, тесно сотрудничает  с Агинским педагогическим колледжем,  являясь  базовой площадкой для организации педагогической практики студентов.

Прошло 35 лет,  а детский сад с каждым годом становился все краше, он, как человек, радуется и огорчается, старается проникнуть в сердце каждого ребенка и поселить в нем радость, любовь и доброту.

 С юбилеем,  любимый детский сад! Ты, как лучик солнца, согреваешь теплом, наполняешь душу добротой, жизненной силой, энергией и оптимизмом. Успехов тебе и процветания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наша фотогалерея

3 034

Торжественный  и волнующий момент открытия нового детского сада

3 036

Глава Агинского Бурятского Автономного округа Жамсуев Баир Баясхаланович и  председатель Думы Дугаров Даши Дугарович аплодируют нашим воспитанникам.

Январь 2007 год

Гармаева Елена Владимировна, Нимадоржиева Дугарма Баировна,

Петрякова Любовь Петровна на  окружном образовательном форуме – 2005

 

на чабанской стоянке 037

Как прекрасен этот мир, посмотри…

Доржиева Жигдылма Жалсановна,  организует экскурсию на чабанскую стоянку 2008 год

 

Мы первые

3 010

Образовательный форум-2003,   где впервые детский сад занял I место.

Мальчишки и девчонки, а также их родители…

SAM_1420

DSC04883

DSC04908

 

 

 

 

DSC07586

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

DSC04931

DSC07620

 

 

Изображение 063DSC04903

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P11106663

 

P1110665

 

 

 

 

 

 

 

Сотрудники, работающие в ДЕТСКОМ САДУ «ТУЯА»:

  1. люди, несущие свое душевное тепло ДЕТЯМ, понимание и уважение – их мамам, папам, бабушкам и дедушкам;
  2. люди творческие, без которых невозможен успех всего процесса воспитания, обучения и развития каждого ребенка;
  3. профессионалы, которые выбирают свой метод работы, исходя из собственной индивидуальности, понимая своё предназначение;
  4. педагоги, способные встать на более высокий уровень духовности и образованности, шагая к своему профессиональному совершенству;
  5. коллеги доброжелательные, бескорыстно помогающие друг другу, создающие дружелюбную, творческую атмосферу в нашем учреждении.


Вход на сайт

Информеры курса валют России