Skip to Content

 

 

Городской округ "Поселок Агинское"

официальный сайт

 

Для перехода на версию для слабовидящих поменяйте тему

Батомункин Базаржаб

Одате основания поселка Агинское

Базаржаб Цыбендоржиевич Батомункин

действительный член Агинского отд. Забайкальского отделения Русского географического общества России,

председатель Агинского общественного Клуба краеведов «Алтан жаса»

 

Предисловие.

В 2015 году я коснулся этой темы в статье «Об истории становления административного центра «Агинское», где были изложены некоторые доводы по пересмотру разночтения в печатных изданиях по дате основания поселка.Видимо, этих аргументов было недостаточно, если до сих продолжаются споры, дебаты, досужие разговоры по этой теме, что и явилось причиной возвращения к данному вопросу.

Такое недоразумение случается, когда нет серьезного научного, коллегиального подхода к делу и решение вопроса отдается на откуп одному специалисту или же того хуже, когда за основу берется голословное утверждение постороннего обывателя.

И что удивительно – это, когда люди дают предпочтение и больше верят всяким домыслам, предположениям, чем очевидным фактам. Разброд мнений послужил к появлению неверных датировок в различных изданиях. В свое время не разрешенный вопрос сегодня стал головной болью нынешнего поколения.

 

Рассмотрение данного вопроса осложнилось из-за того, что слишком затянулось разрешение этого спорного вопроса. За несколько десятилетии устоялись различные точки зрения по этому вопросу, появились сторонники, отстаивающие ту или иную позицию по времени основания поселка. На различие мнений, безусловно, сказались противоречащие друг другу сведения в печатных изданиях, указывающие на: 1811, 1781, до 1781 и 1750 гг.

Из этих версии 1811 год, ошибочно включенный в Советский энциклопедический словарь с подачи несведущего человека, однозначно можно исключить, потому что исторические хроники свидетельствуют о том, что в этом году было начато строительство Агинского дацана и отсюда берется отсчет существования другого населенного пункта «Амитхаша». (История Бурят-Монгольской АССР, т. 1, главный редактор П.Т.Хаптаев, Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1954, с. 241, Энциклопедия Забайкалья. Агинский Бурятский округ, Новосибирск, издательство «Наука», 2009, с. 26).

Определенную сложность представляет вторая дата – 1781 год, успевшая в течение полвека закрепиться в сознании многих людей, как наиболее подходящей датой. Основание чему дало мнение коренного жителя поселка Г.Г.Татаурова, который связал историю населенного пункта с началом строительства деревянного дома его предком.Основным его аргументом по дате основания поселка является деревянная постройка, как капитальное сооружение. На первый взгляд, вроде бы его гипотеза заслуживает внимания, если исходить из того, что капитальные сооружения рассматриваем как величину постоянную наконкретной местности.

Однако, по толковому словарю слово «жилье», каковым является любое жилое помещение, имеет широкое понятие, как«обитаемое место, где живут люди». Если углубиться дальше, то под словом «обитаемое» подразумевается место, где есть живые существа. (обитаемая земля). Например, первобытные люди обитали в пещерах). (С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведов, Толковый словарь русского языка, Москва, издательство «Азбуковник» 2001, с. 195, 428, 429).  Исходя из данного разъяснения выходит, что жильем является любое сооружение, пригодное для обитания. К примеру, в разных уголках земного шара имеются характерные типовые сооружения, соответствующие климатическим условиям: шалаши, войлочные юрты, каменные и деревянные дома и т.д. Никто же не оспаривает существование населенных пунктов из соломенных времянок и шалашейв субтропической зоне.

Безосновательность версии Г.Татаурова также подтверждает академическое издание, где дано следующее разъяснение: «Населенный пункт, населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок гор. типа, село).Обязательный признак населенного пункта постоянство использования его как места обитания из года в год (хотя бы сезонно). (Советский энциклопедический словарь, главный редактор А.М.Прохоров, Москва, издательство «Советская энциклопедиция», 1989, с. 875).

Неслучайно в этом определении имеется уточнение «хотя бы сезонно», что и предполагает наличие населенных пунктов у кочевого народа. Вот как характеризует кочевой образ жизни известный ученый: «Монгол, - как справедливо говорит профессор Позднеев, - большую часть своей жизни проводитна одних и тех же местах, переходя только с известной летовки на знакомую зимовку. Он был кочевником, меняющим свое местожительство, но не скитальцем, не знающим, куда он идет, где он остановится и долго ли будет жить на месте своей стоянки. Монголу известен был район его кочевок: с ранних лет он изучал в нем каждую горку и каждый ручеек и за сим уже привыкал к этой местности так, что не хотел с нею никогда разставаться» (Богданов М.Н., Очерки истории Бурят-Монгольского народа, Верхнеудинск, 1926, с. 86).

По принципу перекочевки на летние и зимние места расположения был устроен административный центрагинских бурят «Агинско-Харгатуйская мирская изба», представляющий юрточный городок (түб хото) в 1750 году. (Тугултур Тобоев, Хориин болон Агын буряадуудай урда сагай түүхэ // Буряадай түүхэ бэшэгүүд, Улан-Удэ, 1992, с. 25).Вот как описывает облик этого населенного пункта большой знаток родного края: «Тогда на одном месте стояли несколько юрт: сама канцелярия, юрты зайсана, писаря, ямщиков, сторожей. Впоследствии каждый род стал ставить свою постоянную родовую юрту со сторожем, где и жили родовые зайсаны, засулы и просто родичи, приезжая по делам. Образовался хотон (группа юрт). Этот хотон отличался от обычных кочующих хотонов. Он был полукочевой, полуоседлый. В теплое время года юрты стояли в устье Кусочи, там, где сейчас район больничного городка. Автор этих строк слышал в детстве рассказы старых людей и сам видел старые следы от юрт – среди бледной зелени местности резко выделялись яркозеленые круги, равные размеру юрты». (Д.Найдано «Так зарождалось Агинское» за № 111 от 12.09.1980, с. 3).

Тем более, версию Г.Татаурова опровергает Энциклопедия Забайкалья в следующей редакции: «Селение начало формироваться до 1781, первые поселенцы – буряты, которые вели кочевой образ жизни, жили в войлочных юртах по берегам р. Ага». (Энциклопедия Забайкалья. Читинская область, т. II, Новосибирск, издательство «Наука», 2004, с. 25).

Если раньше административное управление в Агинской степи осуществлялось из передвижной ставки родоначальников восьми родов агинских бурят, то сосредоточение власти на одном месте изменило прежний традиционный общественный строй бурят. Нововведения произошли спустя 150 лет после присоединения Бурятии к России в 1703 году. В частности, «с 40-х годов ХVIII века в бурятских ведомствах учреждались «Степные конторы», состоявшие из главного шуленги или тайши и 6 депутатов, при которых устраивались албанныесьезды (сугланы) для раскладки податей и повинностей и решения более важных дел. На сугланах участвовали тайши, депутаты и родовые начальники (зайсаны, шуленги, засулы). В родовых объединениях существовали мирские избы. Степные конторы, албанныесьезды и мирские избы ведали раскладкой, сбором и сдачей в казну податей, распределением повинностей, исполняли предписания губернского и уездного начальства, наблюдали за исправным содержанием местных почтовых станций, за поправкой дорог. К компетенции бурятских нойонов относились также суд и расправа на основании «Инструкции» (Буряты, отв. редакторы Л.Л.Абаева, Н.Л.Жуковская, Москва, 2004, с. 76).

Это был первый официально признанный населенный пунктагинских бурят в составе Российского государства, где размещался его административный центр, известный, как Агинско-Харгутуйская мирская изба. После образования в 1749 году ясашной избы в Хоринском ведомстве были созданы мирские избы в каждом одиннадцати родовых управлениях хори-бурят. О существовании такой административной единицы в Агинской степи нижеследующее: «Первоначально их было двенадцать, но, по распоряжению Сперанского, семь из них в 1820 г. были ликвидированы. Оставшиеся же суть следующие: Хотогорская на Тугнуе, НаранАруевская, Кижингинская, Эгетуйская, Агинско-Харгутуйская». (Бурятские летописи, под редакцией Ц.П.Ванчиковой, Улан-Удэ, 2011, примечание гр.32, с. 31).

Место расположения населенного пункта не случайно был выбран коренным населением края на стыке пересечения караванной дороги «Тэмээнхамбынхаргы» и реки Ага в местности «Кусочи»,имеющее большое значение как в управлении делами ведомства, так и в развитии торговли с Китаем и Монголией, также в установлении экономических связей с другими регионами страны.Караванный путь из Китая пролегал через переправу р. Онон у с. Чинданта, дальше мимо соснового бора «Сэрэг нарhан”, чуть восточнее озера “Хүнхэрэй нуур”, по западной стороне озера “Ножо”, по падям “Хара Наматуй”, “Улан-Булак” и “Хүйтэн” и наконец через перевал “Дорготын дабаан”и попадал в центр поселка по улице, которая сегодня носит название “Восточный переулок”. (Жалсапов Ж.О., запись от 06.12.2018 г., п.т. № 13, с. 71).

Возможно, для многих людей является загадкой история происхождения названия “Агинские буряты”.За давностью лет многое из прошлого забывается. Но, если исходить из особенностой исторического пути хори-бурят длиною в 2 тысячелетия, то закономерным является их желание выделить свою национально-территориальную самостоятельность с 16 века. Поэтому предпочтительным было отталкиваться от названия реки “Ага”, чем р.“Онон”, истоки которой находятся на территории Монголии. И, думается, именно этот фактор, как их отличительный признак, сыграл решающую роль в определении самоназвания агинских бурят.

 

Исходя из вышесказанного следует, что ни капитальные сооружения, ни величина постоянства не имеют приоритета в признании о существовании населенного пункта. Наоборот, все академические издания, письменные источники дают однозначное пояснение о юрте, как о жилом помещении и основания полагать, что у кочевых народов были населенные пункты в виде юрточных городков.

В виду того, что архивные документы свидетельствуют о том, что с образованием института главных родоначальников агинских бурят в виде Агинской мирской избы на строго определенной местности, в названии которой отражена топонимика этой местности, и указана время образования административного центра, на наш взгляд, эти ценные сведения дают нам основание считать 1750 год, как дату основания поселка «Агинское».

07.01.2019 г.

Литература:

Батомункин Б.Ц, статья «Об истории становления административного центра «Агинское» // Агинские буряты: история, традиции и культурное наследие, Улан-Удэ, издательство Бурятского госуниверситета, 2016, с. 67.

Богданов М.Н., Очерки истории Бурят-Монгольского народа, Верхнеудинск, 1926, с. 86.

Буряты, отв. Редакторы Л.Л.Абаева, Н.Л.Жуковская, Москва, издательство «Наука», 2004, с. 76.

Бурятские летописи, под редакцией Ц.П.Ванчиковой, Улан-Удэ, издательство ОАО «Республиканская типография», 2011, с. 31.

Жалсараин Т.У, Когда 200-летие Агинского? // Агинская Правда, № 118, 30.09.1980 г., с. 4.

История Бурят-Монгольской АССР, т. 1, главный редактор П.Т.Хаптаев, Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1954, с. 241.

Найдано Д, Так зарождалось Агинское // Агинская Правда, № 111, 12.09.1980 г., с. 3.

Ожегов С.И. и Ю.Шведов Н.Ю, Толковый словарь русского языка, Москва, издательство «Азбуковник» 2001, с. 195.

Советский энциклопедический словарь, главный редактор А.М.Прохоров, Москва, издательство «Советская энциклопедия», 1989, с. 875.

Татауров Г.Г, книга «Назад к истокам», Агинское, издано в РИЦ газеты «Агинская Правда», 1999, с. 32.

Энциклопедия Забайкалья. Читинская область, т. II, Новосибирск, издательство «Наука», 2004, с. 25.

Энциклопедия Забайкалья. Агинский Бурятский округ, Новосибирск, издательство «Наука», 2009, с. 33.



Вход на сайт

Информеры курса валют России