Skip to Content

 

 

Городской округ "Поселок Агинское"

официальный сайт

 

Для перехода на версию для слабовидящих поменяйте тему

Дамдинова Баирма

Страницы истории Агинского педагогического колледжа…

Система среднего профессионального образования представляет собой важный устойчивый сегмент образовательного пространства поселка, округа, Забайкальского края.

Историю ГАПОУ «Агинский педагогический колледж им.Базара Ринчино» ретроспективно можно разделить на 4 основных периода сообразно соответствующим этапам  преобразований.

В связи с необходимостью подготовки собственных педагогических кадров для школ степной Аги в 1930 году Агинская школа второй ступени решением Коллегии Наркомпроса РСФСР и постановлением Совета народных комиссаров БМАССР была реорганизована в педагогический техникум. В трудное время коллективизации стране нужны были грамотные учителя, которые могли бы принять активное участие в хозяйственно-политической жизни страны. В срочном порядке по тем временам, была создана учебно-материальная база, подобрано добротное двухэтажное здание учебного корпуса. Директором Агинского педагогического техникума был назначен Константин Михайлович Степанов. Техникум осуществлял подготовку учителей начальных классов для обучения на бурятском и русском языках, а также воспитателей детских дошкольных учреждений.   Это были самые трудные годы становления, когда, помимо учебного процесса, приходилось еще и заготавливать дрова, носить воду. Первый выпуск состоялся в 1933 году.

 

 Выпускников было 9 человек. С 1933 по 1958 год работало заочное отделение. В этом же году техникум был переименован в училище. Первые выпускники помнят имена своих преподавателей  – Кирилл Андреевич Олзоев, Чойжилхама Базарон, Виктор Николаевич Долгополов и др. Выпускником 1934 года был Герой Советского Союза Базар Ринчино( председатель профкома училища), имя которого с 1985 г. носит училище.

Комсомольская организация училища являлась самой крупной в округе и оказывала заметное влияние на общественную жизнь. Занимаясь вопросами учебы и быта внутри училища, организация принимает деятельное участие в общественно- политической и общественно-полезной работе района и округа.

В 1921 году на одногодичных педагогических курсах в селении Агинск была создана комсомольская ячейка в составе 15 человек. Именно первые учителя комсомольцы, как свидетельствуют архивные данные, активно участвовали не только в формировании и становлении социалистического сознания среди учащихся, но сыграли заметную по своей значимости роль в построении нового социалистического общества на Агинской земле.

Опираясь на данные исторические факты, принято считать, что комсомол Аги начал свою знаменательную деятельность именно с педагогического профессионального движения. Особо следует отметить деятельность комсомольцев Агинского педагогического училища в годы Великой Отечественной войны

Согласно архивным данным в декабре 1941 года в Агинском педагогическом училище обучались 115 студентов. Из них членами ВЛКСМ были 46 человек и 32 человека состояли в профсоюзной организации. Все комсомольцы были членами МОПР (Международная Организация Помощи Революционеров) Всего же численность МОПР составляла 56 человек. Из общего количества студентов одними из первых комсомольцы, сдали нормы ПВХО (Противовоздушная и химическая оборона).

Приведенные последние данные убедительно свидетельствуют о хорошо поставленной учебно-воспитательной работе в педагогическом училище. Так как для того чтобы иметь значок ПВХО нужно было не только выполнить нормы по физической подготовке. Нужно было иметь свой индивидуальный противогаз, знать и выполнять правила химической защиты, знать правила пожаротушения и выполнять их на практике, уметь тушить зажигательные бомбы,  уметь поставить заграждения для обозначения зараженной местности или опасного объекта и т.д.

Помимо всего прочего нужно было хорошо учиться и не иметь задолженности или плохие отметки по учебе. Состоять в одной из общественных организаций или быть активистом общественной жизни учебного заведения.  Успешно сдавшие нормы ПВХО могли быть рекомендованы как инструктора для обучения жителей населенного пункта  нормам ПВХО (10,Л.70).

Члены МОПР должны были очень хорошо знать политическую обстановку во всем мире. Как одна из общественных организаций МОПР была проводником внутренней и внешней политики СССР и партии большевиков. Именно поэтому большинство членов МОПР выступали как пропагандисты и агитаторы. Именно поэтому в педучилище 30 человек значились как пропагандисты и 30 человек значились как агитаторы.

Особое внимание уделялось политико-воспитательной работе. В данном случае нужно было в обязательном порядке указать такие формы работы: количество организованных с детьми читки отдельных статей из газет и журналов на политические темы и обсуждение прочитанного, количество проведенных политинформаций,  Помимо всего прочего студент должен был указать качество успеваемости и качество знаний по отдельным учебным дисциплинам, посещение библиотеки, количество и тематику прочитанных книг. (7,Л.33).

Помимо этого в Агинском педагогическом училище широко практиковались формы воспитательной работы, которые повсеместно устраивались в то время в стране. Это, участие в коллективном прослушивании и обсуждение радиопередач на международные темы, антирелигиозные темы, темы о ходе отечественной войны против немецко-фашистких захватчиков и т.д. В обязательном порядке устраивались коллективное слушание и обсуждение докладов партийных и советских деятелей СССР, Читинской области и Агинского Бурят-Монгольского Национального Округа. Также в обязательном порядке устраивались коллективные слушания и обсуждения сводок с фронта (7,Л.34).

Периодически выпускались боевые листки, молнии и стенгазеты, в которых в обязательном порядке присутствовала одна из выше указанных тем обсуждения. Также в обязательном порядке указывались достижения отдельных классов и студентов, а также нарушители дисциплины, отстающие в учебе и студенты, пропускающие занятия. Особо популярным в педагогическом училище было устройство и проведение  устных журналов, главной темой которых было пропаганда положительных моментов в жизни училища и высмеивание ее негативных явлений.

Очень широко практиковалась такая форма работы как, формирование бригад из числа студентов и преподавателей для сбора металлолома и лекарственных растений (48,оп.1, ед.хр. 60. Л.6). Преподаватели и студенты Агинского педагогического училища также были активными участниками по сбору денежных средств в фонд строительства танковой колонны «Народный учитель», сбору денежных средств для создания авиационной эскадрильи «Комсомолец Забайкалья» и сбору теплых вещей для бойцов Красной армии (1,С.126).   

Также в педагогическом училище комсомольцы значились как культармеецы. На культармейцев, как участников культурного похода была возложена огромная для того времени функция – ликвидация неграмотности среди местного населения. Студенты-культармейцы Агинского педагогического училища как члены общественной организации занимались с неграмотными безвозмездно в свободное от занятий время (19, Л.41).

         Многие мероприятия, проводимые в округе, не обходятся без участия комсомольцев училища. Особенно следует отметить активное участие комсомольской самодеятельности в культурном обслуживании тружеников округа, помощь комсомольцев колхозам и совхозам района в заготовке кормов, уборке урожая и в стрижке овец.

 Комсомольцы-активисты были настоящими организаторами, благодаря которым повышалась успеваемость, дисциплина.

         Самые активные комсомольцы в последующем стали успешными людьми.

 На отдельных руководящих постах партийных советских и хозяйственных органов округа успешно работали выпускники техникума и училища Цыбиков Бадмажаб, Дашиева Бальжима, Дондоков Дамбижалсан, Дылгыржапов Шойнхор, Ларионов Василий, Дамдинов Чимитдоржи, Жугдурова Норзогма, Цыренов Дашидондок, Дугаржапова Цындыма, Митупов Димчик, Дамдинов Насак, Батуев Бадмажаб, Дондоков Галсан, Базаров Бато и др.

Стали учеными -  Рыгзынов Санзая, Санданов Иван, Пубаев Регби, Дугарнимаев Цырен-Анчик,  Жигмит Тумунов. Замечательно работали на ниве просвещения Чимитов Цыбен, Балданова Цыбжит, Жигжитов Дагба, Будаев Мунко,   Ральдин Аюр и др.

 

Училище всегда славилось своей методикой преподавания. Целая плеяда преподавателей, большинство из которых приехали по распределению из центральных вузов страны, не побоявшись трудностей, остались в далеком Агинском. Клавдия Федоровна Лопухова после окончания Московского пединститута, проработала преподавателем биологии около 30 лет. Анастасия Андреевна Казанкова окончила исторический факультет Пензенского пединститута. В ее трудовой книжке только две записи – принята на работу и вышла на пенсию, после пятидесятилетнего стажа работы в училище.  Гомбоин Д.Г.  - география, Морозова О.В. - русский язык, Хамаганова М.Т. - математика, Батоин Х-Ж –бурятский язык, Симонова С.И. – история, Еврейская А.С. – педагогика, Кордакова Е.Д. – русский язык и литература, петрова З.Г. – педагогика, Яблокова О. – психология, Коробейников Г.В. –география, Воробьев В.А. –физика, Сорокин В.Я. – русский язык и литература и др. Что ни фамилия, то целая школа педагогического мастерства и жизненного опыта. Честные, душевно щедрые и добрые, обладающие громадным запасом знаний, методическим мастерством.

 

Выпускники- Жундуев Ринчин- математик, организаторы просвещения – Батомункуев Норсон, Дугаржапов Самбо, Табхаев Дамдинжап, учителя начальных классов  Малкова Евгения, Балаганова Бутит, Намдакова Дарима, Нимаева Дарима, Жданова Алимпия, Неудахина Тамара, Ракшаев Даши. Цыденов Цыбенжап, Чирнинов Цыренжаб, Цырендоржиев Цынге-Гарма и Цыбенов Цыден трудились на управленческих и хозяйственных должностях. Комсорг училища –Цыденов Цыбенжап.

Преподаватели и многие выпускники  довоенных лет были активными участниками Великой Отечественной войны.  Героем Советского Союза стал Базар Ринчино.

В это время АПУ готовило учителей начальных классов и пионервожатых для школы.  Занимались  тогда в деревянном двухэтажном корпусе. Условия для учебы и работы были не очень хорошие. Кабинеты были не по всем предметам. Например, кабинета математики не было, хотя математика была ведущим предметом в начальной школе. Выделялись кабинеты истории, педагогики и биологии. Технических средств обучения в кабинетах не было, в основном поделки из бумаги и картона. В училище не было столовой, библиотека была на первом этаже в темной холодной тесной комнате. Спортивный зал был на первом этаже: маленький,  холодный, проходной, но в нем были – шведская стенка, конь, кольца и другие спортивные принадлежности. Актового зала не было. Но при всем этом уже тогда АПУ славилось многими своими достижениями.

В училище в разные годы работали неординарные, высокообразованные и профессионально подготовленные преподаватели - Чижов Александр Георгиевич, Потехин Дмитрий Никифорович, Мясникова Нина Петровна, Майзлингер Ольга Михайловна, Ринчинов Дагба Ринчинович, Доржиев Дашинима Доржиевич, Лидия Ивановна Новикова, Клара Семеновна Еланова, Тамара Алексанровна Наякшина, Никонова Тамара Дмитриевна, Никонов Ювеналий Васильевич  и многие другие. Добрая память осталась у выпускников об Алсаеве Николае Афанасьевиче. Выпускники помнят преподавателя русского языка и литературы, который мог наизусть читать не только главы «Евгения Онегина», но и главы «Войны и мир»,  о Долгополове Викторе Николаевиче, безмерно влюбленного в спорт, о Шагдарове Батор Шагдаровиче, впоследствии ставшем председателем окрисполкома.

В училище их называли «живой историей», «генератором идей». Это были педагоги высокой культуры, высокой образованности, высокой интеллигентности.

Большой вклад в развитие училища в последующие годы внесли директора: Митупов Балдан Михайлович, Добромыслов Василий Иванович, , Малахинов Павел Ильич, Алсаев Николай Афанасьевич, Ефанов Иван Дмитриевич, Сапрыкин Дмитрий Иванович, Шагдаров Батор Шагдарович, Б Лига Борис Львович,  Малацагаев Тригер Матвеевич, Номогонов Цырендоржи Номогонович.

Навсегда останется в истории имя директора Агинского педагогического училища Бориса Львовича Лиги(1955- 1965 гг.), замечательного педагога, большого энтузиаста, разносторонне развитого и обаятельного человека. Он возглавлял училище с 1955 по  1965 годы. За этот срок учебное заведение из небольшого поселка узнали не только в Забайкалье, но и многих городах страны. Под его руководством был создан первый на Дальнем Востоке музей В.И.Ленина. Благодаря переписке с музеями Москвы, Ленинграда его экспозиции пополнились новыми скульптурами, гравюрами, картинами. Позднее многочисленные материалы и экспонаты были переданы в окружной музей. Но музейное дело на этом не закончилось… В 1975 году в стенах училища Владимиром Стрельниковым был создан первый в Читинской области музей охраны природы. Его фонд составляли редкие растения, животные, полезные ископаемые, научные материалы, собранные в результате многочисленных экспедиций и многолетних наблюдений. Продолжая тему музеев нельзя не упомянуть еще об одном музее – музее народного образования, созданного в 1990 году.

Гордостью педагогического училища стала женская волейбольная команда «Чайка»(впоследствии «Забайкалка»), организованная Борисом Львовичем Лигой вместе с преподавателями физической культуры, в том числе, Виктором Николаевичем Долгополовым. Ошеломляющие успехи команды на областных и всесоюзных соревнованиях много лет радовали любителей волейбола. И сегодня читинская волейбольная команда «СКА-Забайкалка» продолжает славные традиции той первой студенческой команды Агинского педагогического училища.

Еще одно детище Бориса  Львовича – создание на базе училища оркестра бурятских народных инструментов. Огромная организационная работа и подбор репертуара легли на плечи преподавателя музыки Дашицырена Жамбаловича Жамбалова, который вместе со своим учеником и помощником, композитором Дагба Ринчиновичем Ринчиновым делал оригинальные обработки бурятских народных песен. Одна из них была исполнена оркестром на главной сценической площадке страны в Кремлевском Дворце Съезда. Чуть позже в училище создается оркестр русских народных инструментов во главе с мастером своего дела Валерием Ивановичем Вороновым.

Коренные изменения в улучшении материально-технической базы училища связаны с именем директором училища  Номогонова  Цырендоржи Номогоновича. Началось строительство нового учебного корпуса.  «Новый корпус был построен и у нас началась новая жизнь.
 Первые год – два в училище было очень холодно» - отмечают коллеги. Цырендоржи  Номогонович  показал всю свою хозяйственность. Была переделана вся отопительная система.  В кабинетах поднимали подоконники, утепляли окна. И вот после этой титанической работы в училище стало тепло. Началось оформление кабинетов. Цырендоржи Номогонович добивался, чтобы в кабинетах внедряли технические средства обучения и преподавание поднялось на новый уровень. По всем предметам появились кабинеты, роскошная столовая, актовый зал. Везде по кабинетам появилась новая мебель, библиотека с читальным залом. Учительская комната была хорошо оформлена, светлая, теплая, где учителя  могли в перерывах отдыхать. В оформлении училища большую роль играли преподаватели по трудовому обучению Потехин Дмитрий Никифорович и Чуванов Гомбо Доржиевич. На должность завуча он пригласил Никонова Ювеналия Васильевича. И вот сложился триумвират: Номогонов Цырендоржи Номогонович   отличный администратор и  хозяйственник и Никонов Ювеналий Васильевич отлично вел учебно – воспитательную работу, Казанкова Анастасия Андреевна – руководитель педагогической практики студентов в школах. Студенты под руководством методистов училища и учителей начальных классов школ проходили большую практику в школах. Это – первые дни ребенка в школе, показательные уроки учителей в школе, пассивная наблюдательная практика студентов в школе, активная практика студентов в школе ( они сами давали уроки ) и, наконец, в конце, один месяц работы в школе, где студент работал учителем. Все это организовывала и проводила строго по расписанию Казанкова Анастасия Андреевна – старательная, аккуратная, скрупулезная во всех отношениях.

19 августа 1980 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР за успехи в подготовке кадров народного образования, обучении и коммунистическом воспитании учащихся училище награждено Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.

 

Встреча с выпускникми 1944 г.

Преподаватели училища, постоянно работая над повышением своего педагогического мастерства, проводят областные курсы повышения квалификации учителей начальных классов округа.

«Это было время постоянного поиска новых форм и методов обучения», - вспоминает Владимир Гаврилович Стрельников, преподаватель с многолетним стажем работы, начало педагогической деятельности которого пришлось на конец 60-х годов, то есть, середину славного пути учебного заведения. Его новаторское отношение и творческий подход к работе является отличительной чертой преподавателей того поколения. Множество почетных званий и ученая степень кандидата географических наук – это ли не лучшее признание труда Владимира Гавриловича, являющегося одним из лучших методистов и экологов области.

С 1990 года директором Агинского педагогического училища был Моритуев Батоцырен Моритуевич.  3 сентября 1993 года Приказом № 390 Министерства образования РФ педагогическое училище преобразовано в педагогический колледж. Имея научно-теоретическую и методическую подготовку, он направляет работу педагогического коллектива на внедрение новых технологий подготовки педагогических кадров, работает над улучшением материально-технической базы. Под руководством директора в целях улучшения жилищно-бытовых условий студентов начато строительство общежития, особой заботой и вниманием стремится окружить ветеранов педагогического труда.

 В 90-е годы в стране сложилось тяжелое экономическое положение.      Особенно трудно было сельчанам, которые из-за финансовых затруднений не могли отправлять детей на учебу в города. В связи с  этой проблемы руководством Агинского педагогического колледжа было принято решение о начале подготовки учителей по программам высшей школы. Директор колледжа Моритуев Б.М. обратился с этим предложением к ректору ЗабГПУ Горлачеву В.П С этого момента началась работа по изучению и адаптации учебных планов и программ высшей школы по подготовке учителей русского языка и литературы, учителей начальных классов, физической культуры и учителей бурятского языка и литературы . Приказом первого заместителя министра образования РФ В.М.Жураковского от 18.07.98. был открыт филиал ЗабГПУ на базе Агинского педагогического колледжа. При этом в Агинском филиале студенты должны были обучаться по перечисленным специальностям 4 года, а 1  год  -в головном университете в городе Чите. Исключением была специальность “Бурятский язык и литература”. Студенты этой специальности должны были обучаться 3 года в филиале, а остальные в ЗабГПУ. По всем этим специальностям преподавателями  были разработаны учебно-методические комплексы.

Отделение физической культуры и спорта функционирует с 1 сентября 1999 года. У истоков становления специальности стояли декан факультета физической культуры  Седов А.А., зам.декана Козлова Т.Б., заведующие кафедр и преподаватели факультета ЗабГПУ, преподаватели колледжа Дармаева Р.Ц., Цынгуев Ч.Ц., Дамдинов А.А.

На филологическом отделении осуществляли обучение учителя Сундуева Д.Б., Селезнева В.Ю., Гонсоронов С.Б., Дашицыренова Н.Н., Намсараева Ц.Б., Терешкова Н.А., Гармаева Е.Г., Дашибалбаров Б.Д., Зубова А.Н.,Рабданова Т.В., Цыпылова Б.Д.  Математику и естественно-научные дисциплины вели Базарова Ц.Б., Цырендоржиева Д.Р., Шишкина Н.И., Стрельников В.Г., Летяева И.В.,Жамбалова С.Д., Амоголонов Б.А.  На кафедре физического воспитания работали Дармаева Р.Ц., Цынгуев Ч.Ц., Болотов Б.Б., Дамдинов А.А., преподавателями общепрофессиональных дисциплин были Раднагуруева Р-Х.Ц., Ширипова М.Б., Лыгдынова Р.Л., Размахнина Л.С., дисциплины общекультурного цикла преподавали Шильникова Е.А.,Базаров А.Л., Вампилова Н.Б., Анандаева Ц.Ц., Дамдинова Б.Н., Дашинимаева Б.Р.,Дармаев М.Д., Данзанова С.Д.,Мункожаргалова Д.Г.,Гомбоев Д.Г., Балдандашиев Р.Ц.,Бальжинимаев Б.Б., Базарова С.Д. и др. Они вложили много сил, энергии для обучения и заслужили признание и уважение среди коллег.

    Для повышения своего теоретического профессионального уровня преподаватели АФ ЗабГПУ выезжали в Забайкальский государственный педагогический университет и в Бурятский государственный университет. За 1999-2000 учебный год, например,  стажировку и курсы повышения квалификации прошли 18 преподавателей: это преподаватели математики музыки, информатики, философии, физической культуры, русского и бурятского языков.

     Составлялся совместный план педагогических работников колледжа   с университетом о выездах преподавателей на стажировку в Читу. Программы курсов строились с учетом потребностей слушателей и включали в себя, как правило, гуманитарно-мировоззренческий, психолого-педагогический и специальный предметный блоки учебных планов университета. Также содержание курсов  повышения квалификации и профессиональной подготовки преподавателей связывали с освоением новых форм и методов обучения,  со специальной подготовкой по педагогике, психологии, философии образования.

В межкурсовой период педагоги получали помощь в разработке учебно-методических комплексов по своим дисциплинам, посещали уроки преподавателей университета. Так после прохождения КПК было выпущено учебно-методическое пособие под редакцией Т.В. Амельченко, Ц.Б.Базаровой, Н.И.Шишкиной «Методика преподавания математики в начальный школе».  Методические рекомендации были разработаны с целью оказания помощи студентам в подготовке к практическим заданиям по методике преподавания в начальной школе. Структура и содержание рекомендаций охватывали все разделы курса «Методика преподавания в начальной школе». Каждый раздел в своей структуре  содержал тематику практических заданий, методические задания, библиографию. Представленные задания были направлены на теоретическую подготовку студентов, формирование общеучебных и частнометодических умений

Было также выпущено учебно-методическое пособие «Организация самостоятельной работы со студентами по математике» под ред.Цырендоржиевой Д.Р. и Фалько Л.П. Пособие было разработано с целью оказания помощи для самостоятельного изучения курса математики студентами 2-го курса филиала.  Были выделены цели изучения тем курса, требования к  ЗУН студентов, вопросы для изучения, указана соответствующая литература и  вопросы для самоконтроля.

Преподаватели филиала активно участвовали в региональных и международных научных конференциях. По итогам научных практических конференций только за 1999 год было опубликовано 27 научных статей. Также преподаватели начали обучение в аспирантуре. На тот период от Агинского филиала в аспирантуре обучалось 13 аспирантов. Из них 5 обучалось по очной форме: Летяева И.В.(ЗабГПУ); Дамдинцыренова Т.Д.(Москва); Анудариева Д.Ц.(ЗабГПУ); 8 -по заочной: Ширипова М.Б.(Улан-Удэ); Амоголонов Б.А.( ЗабГПУ); Сундуева Д.Б. ( Красноярск); Моритуев Б.М.(ЗабГПУ); Дармаев М.Д. (ЗабГПУ); Дармаева Р.Ц. (ЗабГПУ); Мункожаргалова Д.Г. (ЗабГПУ); Селезнева Л.Ю. (Улан-Удэ).

      Агинский филиал ЗабГПУ закрылся 2010 году. За период своего существования филиал выпустил более 800 студентов по программе высшей школы и внес значительный вклад в дело профессионального образования Агинского Бурятского округа и Читинской области.

Параллельно с филиалом функционируют и колледжные группы отделения «Искусство». В 1995 году по инициативе  Гомбоева Доржи Гомбоевича открывается специальность «учитель изобразительного искусства и черчения». Затем на следующий учебный год – «учитель музыки». Всеми преподавателями была проделана огромная работа по составлению учебного плана, программ, созданию учебно-методических комплексов, укреплению материально-технической базы.

Студенты организуют выставки художественных работ, устраивают концерты и конкурсы, творческие вечера, принимают участие во всех смотрах художественной самодеятельности, выступают с благотворительными концертами, выезжают на областной фестиваль «Студенческая весна».  Чимитова Римма, Онер Елена, Дармаев Андрей, Дашиев Алдар, Раднагуруева Цыцыгма, Нимаева Баирма, Хусаева Билигма принимают участие в окружных и районных  выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также ведут работу по оформлению учебного корпуса.

         На отделении работают замечательные педагоги, как Гомбоев Д.Г.,художник, Дармаев М.Д.,мастер по дереву, Дашинимаева Б.Р., мастер изделий декоративно-прикладного искусства, Гынинова Э.А., Шильникова Е.А. преподает МХК и историю ИЗО, Базаров А.Л.,  Батомункуев Ц.Ц., дипломант 1 конкурса вокалистов Линховоина, Базарова С.Д., Бальжинимаев Б.Б.,композитор, Балдандашиев Р.Ц.,композитор, Дашидондокова Ц.Ц., Санданова З.Д.,Башинова М.Г., Кряжев М.С., Попов Г.Г., Цыбенова Б.Б.

В профессиональной подготовке будущих учителей в системе среднего профессионального образования    педагогическая практика занимает особое место. Оно является связующим звеном между теоретической и практической подготовкой будущих специалистов, важнейшим условием повышения качества их обучения и предпосылкой успешного формирования профессионально-педагогических  умений и навыков. Система педагогической практики, сложившаяся на протяжении многих десятилетий в Агинском педагогическом колледже показала свою надежность, обеспечивая довольно высокий уровень профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов, музыки, изобразительного искусства, физической культуры, английского языка, а также воспитателей детских садов.  Практика по всем специальностям всегда носит длительный и непрерывный характер, в соответствии с требованиями государственного стандарта с учетом региональных потребностей  и  служит    фундаментом для  формирования  конкретных педагогических умений и навыков  у будущих учителей. 

 Практика организуется на базе образовательных учреждений разных типов,   учреждений дополнительного образования,    детских оздоровительно-образовательных  лагерей и центров, отвечающих современным требованиям, к организации учебно-воспитательного и производственного процессов, оснащенных   необходимыми дидактическими средствами для всестороннего развития ребенка, техническими и методическими средствами обучения и укомплектованных квалифицированными педагогическими кадрами.

Любая практическая  работа не обходится без предприятий, учреждений, школ, ДОУ и т.д. В Агинском педагогическом колледже это один из важных компонентов обучения, так как на практику студенты выходят уже с первого курса обучения. На первом курсе они проходят практику преимущественно в колледже, а уже со второго курса в образовательных учреждениях п. Агинское. В настоящее время у нас заключены договора с 16 образовательными учреждениями и со всеми Детскими оздоровительно- образовательными лагерями и центрами Агинского бурятского округа. Все вышеперечисленные  образовательные учреждения обеспечивают успешное прохождение   практики нашими студентами, оказывают неоценимую помощь в практической подготовке будущих учителей.

Традиционно все школы п.Агинское  стали базовыми образовательными учреждениями для прохождения всех видов практики, где опытные учителя оказывают методическую помощь практикантам в проведении внеклассных мероприятий, занятий и уроков.

         Помимо проведения уроков и занятий студенты получают неоценимую методическую помощь в виде консультаций, анализов уроков, проводят родительские собрания в классах, в которых проходят практику. Учителя всех Агинских школ, всегда идут на встречу при работе с студентами АПК. Особенно большая нагрузка выпадает на учителей первой и второй средних школ п.Агинское в которых студенты практически работают круглый год.

На специальности «Физическая культура» прохождение практики имеет свои  особенности.   Практическую и методическую помощь   оказывают педагоги и тренеры Агинского ДЮСШ, ДЮСШОР, Центра спортивной подготовки,  где  студенты проходят тренерскую практику и учатся организовывать и проводить соревнования различного уровня.

         На специальностях «Музыкальное образование» и «Изобразительное искусство и черчение» неоценимую помощь оказывают Агинский  Дом детского творчества и Детская школа искусств им. К.Базарсадаева. Используя их прекрасные базы, наши студенты вместе с учащимися этих учреждений постигают премудрости искусства. Хочется отметить большую помощь работников ДДТ в подготовке студентов к летней работе с детьми в детских оздоровительно образовательных лагерях и центрах.  Летом, педагоги ДДТ вместе с студентами работают в лагере «Нарасун», где полученные знания и умения закрепляют в практической в работе с детьми.

В п. Агинское девять дошкольных образовательных учреждений, в которых работают на практике студенты специальности «Дошкольное образование». Большая нагрузка приходится на ДОУ «Солнышко»   и   «Туяа»,  где студенты проходят практику пробных занятий. 

Выпускники педагогических училищ, колледжа всегда ценились хорошей практической подготовкой. Поэтому педагогическая практика была и остается   важнейшей составной частью профессиональной подготовки студентов Агинского педагогического колледжа, и рассматривается, как процесс овладения  способами профессиональной деятельности, в котором создаются условия для самопознания, самоопределения студента в различных профессиональных ролях и формируется потребность самосовершенствования личности в профессиональной деятельности. Поэтому конечным результатом обучения студента в колледже является уровень обученности, подготовленности его к компетентному выполнению профессиональной деятельности по полученной специальности.

         Таким образом, взаимодействие преподавателей и методистов колледжа с учителями, тренерами и воспитателями всех перечисленных выше образовательных учреждений, приносит свои плоды. Студенты Агинского педагогического колледжа получают хорошую теоретическую, методическую и практическую подготовку, а это одно из главных условий профессиональной подготовки будущих учителей. Много лет практикой руководил Базаров Анатолий Лодонович.

Ушла в историю специальность «Иностранный язык». Учитывая потребности региона в учителях английского языка, в 2003 году в Агинском педагогическом колледже была открыта специальность «050303 Иностранный язык». До этого в 1998 году в колледже на факультете «Педагогика» была введена специализация по английскому языку «Учитель иностранного языка в начальных классах».

Специальность объединял высококвалифицированных преподавателей разных поколений, как опытных, так и молодых. В разные годы работали в колледже:  Данзанова С.Д.,  Жигжитова М.Ж.,  Болотова С.Н., Жаргалова Ж.С., Балданова Н.В., Мижитова И.Б., Балдано Н.В., Бабуева Л.Ч..

С 2002 по 2007 г. директором работала Лыгдынова Римма Лыгдыновна. При ней капитально было отремонтировано здание колледжа, достроено общежитие, создан студенческий ансамбль «Сансара». Была проделана большая работа заместителем директора по учебной работе Шильниковой Е.А. по лицензированию и аккредитации существующих специальностей.

За годы развития колледжа изменялась его структура, сменялись поколения преподавателей.  Образовательный процесс по подготовке учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений обеспечивали высокопрофессиональные преподаватели всех предметно-цикловых комиссий. Учебный процесс на специальности строился с опорой на современные образовательные технологии, внедрялись активные формы и методы обучения, активизировалась самостоятельная работа студентов.     За почти 9 десятилетий  образовательная организация  выпустила более 5000 квалифицированных  учителей начальных классов и воспитателей  для школ и дошкольных учреждений, учителей физической культуры, работников дополнительного образования, учителей музыки и изобразительного искусства   Агинского округа,  Забайкальского края и других регионов страны.   В настоящее время специальность Преподавание в начальных классах как базовая   остается   «кузницей» учителей начальных классов, оставаясь актуальной, так как входит в ТОП-50 РФ. В этот список входит и другая специальность – Дошкольное образование.

С целью обеспечения социальной защищенности будущих специалистов, кроме основной специальности выпускники  получали дополнительную подготовку в области информатики, семейного воспитания, психологии, математики, бурятского языка, социальных дисциплин и специализации «Экологическое воспитание младших школьников», «Развивающее обучение» и др., Сегодня могут параллельно с основной учебой овладеть другими специальностями в соответствии с программами переподготовки.

 В современных условиях качественно меняется содержание деятельности учителя начальных классов, и поэтому  постоянно вносятся существенные коррективы по оптимизации   учебно-воспитательного процесса. 

Студенты имеют возможность участвовать в профессиональной деятельности, изучать современный педагогический опыт, проводить учебно-исследовательскую работу.

 Совместная деятельность педагогического  колледжа и  педагогических коллективов базовых образовательных учреждений,   коллективов образовательных учреждений округа и края  способствует  качественной  подготовке   учителя начальных классов, который в соответствии с интересами детей и запросами общества способен решать наиболее актуальные проблемы современного начального образования.

В разные годы существования в училище сложились прекрасные, добрые традиции в воспитательной работе, в осуществлении которой  помогает студенческое самоуправление, в состав которой могут войти все студенты, которые интересуются не только процессом обучения, но и общественной жизнью на специальности, в колледже. Студенты активно участвуют в конкурсах, праздниках, спортивных соревнованиях, волонтерских отрядах конференциях. Заместителями по воспитательной работе  в разные годы работали Лыгдынова Р.Л., Рабданова Т.В., Болодонова Б.Б., Никифорова Н.А.

Колледж смог адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации, в целом сохранив специальности, стабильный преподавательский состав, разрабатывая новые образовательные программы, создавая базу для дальнейшего развития.  Этому способствовала деятельность директора Махабадаровой Риммы Аюровны.

Динамичные изменения социокультурной реальности внесли значительные коррективы в развитии колледжа. Отвечая вызовам времени, колледж становится одними из первых автономным учреждением, открывает заочное отделение, внедряет эффективный контракт, становится  базовой опорной площадкой по реализации следующей темы «Участие органов государственно-общественного управления при введении эффективного контракта как условия повышения качества образования», проводит курсы повышения квалификации в разных районах Забайкальского края, проводит общественную аккредитацию колледжа, для чего создает совет работодателей, ассоциацию выпускников и т.д., лицензирует актуальные специальности как «коррекционная педагогика в начальном образовании», «педагогика дополнительного образования». Заочная форма обучения в Агинском педагогическом колледже открыта в 2009 году на внебюджетной основе обучения по 2 направлениям: дошкольное образование, физическая культура. Первый выпуск состоялся в 2012 году. Всего выпущено за 10 лет существования  637 специалистов. Колледж пополнялся высококвалифицированными специалистами – Чимитова Цыцыгма Дарижаповна, Болодонова Бадмаханда Бабуевна, Цыбенова Соелма Цымжитовна и др.

Агинский педагогический колледж в качестве фундаментальной основы непрерывного образования выполняет важные социально-экономические, образовательные, личностные, профессиональные, воспитательные, интеграционные функции. Обеспечивая достаточно доступное, массовое профессиональное образование, направленное на подготовку специалистов разных специальностей. И входит в 100 лучших колледжей страны.

За почти 90-летнее существование нашего учебного заведения накопилось достаточно положительного опыта и ценных традиций. Однако пришло новое время. В области образования высветились  новые перспективы и пути развития. Во главе с директором Зандараевым Батором Баясхалановичем осуществляется международное сотрудничество для обучения иностранных граждан, открываются новые специальности, актуализируются образовательные программы, идет подготовка и участие студентов  в чемпионатах молодых профессионалов «World Skills».        С 2017 -2018 учебного года помимо педагогических специальностей, как дошкольное образование, преподавание в начальных классах, педагогика дополнительного образования, физическая культура, в связи большим запросом на рынке реализуются   две новые специальности - право и организация социального обеспечения, экономика и бухгалтерский учет. В данный момент на   очном и заочном отделении  обучаются студенты из Агинского, Акшинского, Алекзаводского, Борзинского, Дудьдургинского, Забайкальского, Могойтуйского, Нерзаводского, Оловяннинского, Ононского, Калганского, Карымского, Кыринского, Приаргунского, Шилкинского районов.

 

Преподаватели училища – Почетные граждане Агинского Бурятского автономного округа: Долгополов Виктор Николаевич, Жамбалов Дашицырен Жамбалович, Стрельников Владимир Гаврилович.

Выпускники- Почетные граждане Агинского Бурятского автономного округа: Балданова Цыбжит Балдановна, Бояркина Мария Николаевна, Гунзунов Намсарай Гунзунович, Дамдинов Чимит-Доржи Дамдинович, Дондоков Дамби-Жалсан Дондокович, Лысенко Павел Николаевич, Ринчинов Дагба Ринчинович, Табхаев Дугар Жамсаранович, Тумунов Жигмит Тумунович.

  Заслуженные учителя РФ:  Лига Борис Львович, Номогонов Цырендоржи Номогонович, Казанкова Анастасия Андреевна, Жамбалов Дашицырен Жамбалович, Стрельников Владимир Гаврилович, Никонов Ювеналий Васильевич, Гонсоронов Самбу Бабуевич, Амоголонов Батор Амоголонович.

Заслуженные работники культуры РФ: Ринчинов Дагба Ринчинович, Бальжинимаев Бато Бальжинимаевич, Базаргуруева Бальжима Базаргуруевна.

Отличники просвещения РСФСР: Долгополов Виктор Николаевич,  Мясникова Нина Петровна, Новикова Лидия , Ринчинов Дагба Ринчинович

Отличники народного просвещения: Никонова Тамара Дмитриевна, Никонов Ювеналий Васильевич, Дашицыренова Нина Намбаровна, Гонсоронов Самбу Бабуевич, Моритуев Батоцырен Моритуевич, Вампилова Нина Баторовна, Базарова Цыбжит Батоцыреновна, Гармаева Екатерина Доржиевна, Терешкова Нина Александровна, Раднагуруева Радна-Ханда Цыреновна, Амоголонов Батор Амоголонович, Шильникова Елена Александровна, Шишкина Наталья Иннокентьевна, Цырендоржиева Дашима Раднаевна, Базаров Анатолий Лодонович, Кряжев Михаил Сергеевич.

Преподаватели колледжа – Почетные работники среднего профессионального образования: Бальжинимаев Бато Бальжинимаевич, Батомункуев Цыцык Цыбикович, Данзанова Цыденжаб Дармаевна, Дармаев Майк Дармаевич, Дармаева Рыгзыма Цыдепдоржиевна, Дашибалбаров Батожаргал Доржиевич, Дашидондокова Цыбикжаб Цыреновна, Лыгдынова Римма Лыгдыновна, Ширипова Мыдыгма Бадмаевна, Цынгуев Чингис Цывандоржиевич.

Преподаватели колледжа –Почетные работники общего образования РФ: Чимитова Цыцыгма Дарижаповна, Махабадарова Римма Аюровна, Жамбалова Цыцык Доржиевна, Намсараева Цыдылма Бадмаевна, Цыбенова Соелма Цымжитовна, Жимбаева Цыпелма Черниновна, Эрдынеева Балма Ринчиндоржиевна.

Преподаватели колледжа – Заслуженные работники образования Забайкальского края: Дамдинова Баирма Норсоновна, Жимбаева Цыпелма Черниновна.

Преподаватели колледжа – Заслуженный работник образования республики Бурятия: Зандараев Батор Баясхаланович.

Преподаватели колледжа – Заслуженные работники образования Читинской области: Базаров Анатолий Лодонович, Размахнина Людмила Степановна.

Преподаватели колледжа – Заслуженные работники образования Агинского Бурятского автономного округа: Дашибалбаров Батожаргал Доржиевич, Гармаева Екатерина Доржиевна, Зубова Александра Николаевна.

            Преподаватели колледжа – кандидаты наук: Дашибалбаров Батожаргал Доржиевич, Кряжев Михаил Сергеевич,  Лыгдынова Римма Лыгдыновна, Махабадарова Римма Аюровна, Намсараева Цыдылма Бадмаевна, Бадмацыренов Соел Баирбиликтович, Зандараев Батор Баясхаланович, Жимбаева Цыпелма Черниновна, Базарсадаева Аягма Доржиевна

Выпускники колледжа – доктора наук: Батоев Бабу-Доржи Батоевич, Тумунов Жигмит Тумунович, Цыдыпов Цэй-Жаб Цыдыпович, Доржиев Даши-Нима Доржиевич, Дугарнимаев Цырен-Анчик Нимаевич, Шагдаров Лубсан Доржиевич, Пубаев Регби Пубаевич, Сундуева Дина Борисовна, Чимитдоржиев Владимир Лхамаевич.



Вход на сайт

Информеры курса валют России