Skip to Content

 

 

Городской округ "Поселок Агинское"

официальный сайт

 

Для перехода на версию для слабовидящих поменяйте тему

Кирпач Маргарита

Научно-практическая конференция юных исследователей

 «Моя малая родина – Агинское»

МАОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 4»

                                                  Исследовательская работа.

 

 

 

 

 

Тема: «Феномен Даши Намдакова».

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила ученица 11 класса, Кирпач Маргарита

Научный руководитель: Харитонова Лариса Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

 

2018

Содержание.

 

  1. Введение.
  2.  Начало жизненного и творческого пути мастера
  3. Основные тенденции в творчестве известного скульптора. Религиозная и анималистическая темы.
  4.  «Феномен Даши Намдакова» - самобытное искусство известного скульптора, графика, ювелира и художника.
  5. Заключение. Даши Намдаков - явление XXI века.

 

  1. Источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Актуальность:  К концу XX века в Бурятии, как и во многих других российских центрах, активизировалось движение по возрождению национальной культуры, обращению к своим корням, осознанию своей этнической и культурной принадлежности огромному азиатскому региону, включающему Сибирь с Бурятией и Монголию, где столетиями причудливо переплетались нити «родства» и «соседства» близких народов. Характерное для этой восточной культуры мифопоэтическое понимание мира все в большей степени находит оригинальное воплощение в поэзии, театре, пластическом творчестве современной Бурятии. На пороге третьего тысячелетия очень важно шагать в ногу со временем, а для этого надо приобщаться к ценностям как национальной, так и мировой культуры.  Свидетельством этих процессов является творчество Даши Намдакова, впервые убедительно заявившего о себе в 2000 году. Одной из основных тем произведений Даши Намдакова является тема наследия культуры кочевых народов, мифов и легенд, исторического прошлого монголов. Авторский стиль исполнения работ говорит о попытке соединения современных тенденций с пластикой и формами эпохи евразийского скифо-сибирского художественного стиля. Даши Намдаков - художник глубокий и тонкий, мыслящий широко и современно создает свои уникальные образы на понятном нам пластическом языке и дает редкую возможность реально ощутить присутствие живой великой цивилизации.  Творчество Даши Намдакова, несомненно, явление XXI века. Можно сказать, что он родился «вовремя». Еще 15-20 лет назад культура и общественное сознание Бурятии не были готовы к восприятию «феномена Даши». В необычных работах художника причудливым образом сочетаются самые различные явления и черты культуры нового столетия.  Поэтому тема моего  исследования  «Даши Намдаков-современное творческое наследие кочевых цивилизаций» актуальна, его творчество выходит далеко за рамки национального, чутко реагирует на возникший острый интерес к Востоку, к неведомому для западного сознания духовному миру, тревожащему и завораживающему. Это своего рода «ответ» на запрос времени.

Гипотеза:  «Даши Намдаков – самородок, носитель древнейшей степной культуры востока, продолжатель философии шаманизма, сказатель пластики «оленных камней», разбросанных повсюду в исконных монгольских территориях»

 

Цель работы – раскрыть феномен творчества Даши Намдакова.

Задачи:

  • Исследовать богатство художественного мира Даши Намдакова и выявить особенности творчества известного мастера, через приобщение к его творчеству;
  •  Проанализировать творчество бурятского художника;
  •  Связать творчество Даши Намдакова и искусство XXI века с кочевыми цивилизациями.

 

Объект исследования - произведения Даши Намдакова, их тематическое многообразие, стилистика, образность и методы исполнения.

Предмет исследования - художественное воплощение идей и взглядов мастера в его работах.

Методология: использованы методы погружения в загадочный мир современного художника, анализа его творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Начало жизненного и творческого пути мастера

Даши-НимиБальджанович Намдаков родился в 1967 году в селе Укурик Читинской области, в семье народного художника-скульптора. В 1992 году Даши окончил Красноярский государственный художественный институт. В сорок с небольшим этот скульптор уже успел вписать свое имя в историю мирового искусства. Привычное определение «талантливый» в его случае хочется заменить на «гениальный». И как бы громко это ни звучало, каждая скульптура Даши Намдакова действительно несет в себе нечто большее, чем просто красоту. Они как будто создают некое пространство, в котором очень комфортно жить. Может быть, поэтому его работы так охотно покупают. Они есть и в коллекции Государственного Эрмитажа, что уже является для художника признанием, и в частных собраниях многих глав государств. По словам искусствоведа Надежды Комаровой, которая уже семь лет работает с Даши Намдаковым, многие склоняются к тому, что его стиль олицетворяет новое искусство XXI века. А один философ из Китая очень точно сказал про его работы: «Правда всегда должна идти впереди красоты, и у Даши это получилось»(Источник:"Байкал-Daily") Сам же Даши Намдаков, несмотря на всемирное признание, в жизни продолжает оставаться очень скромным человеком. Конечно, это уже не тот застенчивый парень, который в 2000 году представлял свои скульптуры на первой персональной выставке в Иркутском художественном музее. Его произведения побывали в Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, в музеях Китая, США, Франции, Италии.   У него появилась уверенность в себе, но нет ни намека на тщеславие. Даши Намдаков производит впечатление человека гармоничного, без некого надлома, присущего большинству творческих людей. Его мягкое обаяние и простота в общении притягивают. Быть может, в этом секрет его счастливой творческой судьбы.

 

 

 

 

 

 

  1. Основные тенденции в творчестве известного скульптора. Религиозная и анималистическая темы.

Исследуя произведения художника из Бурятии, я выяснила, что  это целый мир образов из исторического прошлого кочевников, связанных с войной и миром, из традиционного существования в условиях неизменного и целесообразного быта предков бурят. Каждый персонаж богатой палитры автора играет свою роль в большом многоактовом спектакле, где, кроме сиюминутного облика персонажа, зритель ощущает или угадывает его предысторию или грядущую судьбу. «Старый воин» в тяжелых доспехах живет прошлым, под железным одеянием скрывается усталый человек. Можно воссоздать всю его прекрасную жизнь в грандиозных сражениях, представить вместо патины блеск вооружения  так значительно проработан художником характер. Говоря об основных тенденциях в творчестве Даши Намдакова, нельзя не отметить такие важные направления, как анималистическая и религиозная темы. Притягательность искусства Даши для зрителей разных стран можно объяснить и широким интересом к буддизму, что не случайно, поскольку буддийская мифология, являющаяся одной из самых богатых и разнообразных в истории мировой культуры, сегодня стала наиболее распространенной в мире. В наши дни мифология фигурирует в общественном сознании как великое наследие человеческой цивилизации и как неотъемлемая часть современного культурного достояния. Все чаще мифологические образы воспринимаются и высокой наукой как вполне допустимые способы миропонимания. ("Новое звено в цепочке традиций ", С.-Петербург, Декабрь 2007 г.). Безусловным признанием искусства Даши Намдакова в восточном мире стала его персональная выставка в 2004 году в Нью- Йорке (Дом Тибета). Кроме того, нельзя не упомянуть мемориальную доску, установленную на стене старейшего в Европе буддийского храма в Санкт-Петербурге (совместно с архитектором Вячеславом Бухаевым, 2004), посвященную первому его настоятелю Агвану Доржиеву. В изысканном бронзовом барельефе фигура ламы изображена в традиционной позе лотоса, с сутрой в руках. В программной работе «Чингисхан» явственно ощущается влияние буддийских скульптурных образов. Достаточно заметно влияние монгольского искусства X-XIII веков. Запретная для бурята тема Чингисхана завораживает скульптора. Как признается сам художник, это табу, «которое не хотелось бы нарушать». И все же он воплощает в материале великого героя монгольского народа, и даже согласился стать художником - постановщиком фильму «Монгол» (режиссер С. Бодров - старший), посвященного Чингисхану.  Как рассказал скульптор корреспонденту "РГ", изначально он наотрез отказался от предложения Сергея Бодрова - старшего участвовать в создании картины. Дело в том, что для бурятов тема Чингисхана священна. И Даши был уверен, если бы работа над этим образом не удалась, то пострадал бы не только он, но и все его потомки. Однако режиссер сыграл на самолюбии художника. Он сказал, если тот не возьмется за эту работу, ее сделают другие.

- Тогда я подумал, да что они могут сделать?! Если у них не получится, я буду себя проклинать всю жизнь, - с улыбкой вспоминает Намдаков.

– В результате мне не стыдно за мою работу. («Аргументы и факты»  Иркутск 15.09.2011)

Уроки прошлого видны и в другом произведении – «Лучник». Его поза, движении рук и ног динамичны не менее, чем у гневного божества икон-тангка, борющегося энергией своего танца с неверующими грешниками.

Анализируя  в своей исследовательской работе искусство бурятского художника, я заметила запечатленное в нем отличное от других ощущение времени. Оно предстает зримым воплощением особого мирочувствования, хранящего глубинную бесконечность бытия как сегодняшнюю реальность, где культуры и события прошлого не исчезают бесследно, а продолжают единовременно с другими присутствовать, взаимодействовать, сохранять свою значимость. Яркой иллюстрацией этому может служить выставочный проект «Вселенная кочевника», в Государственном комплексе «Миллениум» Пекинского музея мирового искусства.

Как сказал сам Даши Намдаков о своем творчестве: «Мы не должны отрываться от своих корней, от сил природы. Земля, вода, воздух – любви к стихиям не научишь, их надо чувствовать и черпать в них силы. Мне кажется, что я многому научился, и это обязывает меня относиться к жизни серьезно и ответственно. «Интересны и Европа, и Азия, и Америка – в каждой цивилизации есть свой бесценный опыт. Мне особенно интересны те страны, где сохранились следы древних цивилизаций. И все же лучше моей Родины нет ничего на свете. Если я хоть чем-то могу помочь в сохранении культуры своего народа – я счастлив». (А.Якимович «О мастере из Бурятии и других вещах», Журнал «Собрание» № 2 2006 г.)

Произведения художника: большие графические панно, динамическая бронзовая скульптура и декоративная ювелирная анималистическая пластика - как воплощение духовной памяти, символов и традиций прошлого органически сосуществовали в едином контексте с памятниками материальной культуры: мечами и золотыми украшениями всадников гуннов и тюрков, ритуальными предметами и атрибутами шаманского культа- истинными носителями исторических символов, создавая живой впечатляющий образ кочевой цивилизации. Условия жизни в степи часто сближают поведение и движения человека с пластикой животного, как это происходит в скульптуре «Бегущий». Стремясь передать страстное желание воина слиться с землей, быть неприметным, несмотря на громоздкие доспехи и оружие, скульптор преображает его в некое гибкое «насекомое». Процесс превращения происходит как бы на наших глазах… ПЛАНЕТА, имя которой СТЕПЬ, подчинена законам природы. Человек, живущий в этой среде, является частью общей мировой гармонии. Он встает с солнцем, занимается привычными делами, уходит в свои сны с закатом. Он совершает ритуалы, посвященные духам, населяющим окружающее пространство. Ест белую священную пищу и приносит божествам дары, капая на огонь молоко. Даже погружаясь в современную цивилизацию, получая другие знания о мире, степняк по рождению всегда ощущает природу как часть своего я.

Исследуя творчество Даши Намдакова я сделала вывод, что большую и значимую часть творчества художника составляют образы животных, в создании которых явственно ощущаются как уроки русской скульптурной школы, так и традиционные азиатские мифологические мотивы, наделяющие мир зверей сакральным значением. Изображая тех или иных представителей фауны, скульптор трансформирует их, создавая наделенные особой магией образы- символы хранителей человека, защитников «домашнего очага» и обитателей неведомых миров, существующих по представлениям бурят- шаманистов и буддистов. Поэтому сложно обозначить термином «животное» то или иное существо, пусть и сохраняющее отдаленные черты привычного облика. Характеры персонажей ярки, эмоционально насыщенны, предельно выразительны. В состоянии внешнего покоя мы видим могучее усилие внутреннего преображения. Одна из самых ярких работ в творчестве скульптора связана с мифическим прародителем бурятских родов быком Буха – Нойном. По легенде, от брака быка с женщиной пошли первые люди, жившие в предгорьях Восточного Саяна. Поэтому народ наделял своего предка неукротимой силой, мощной красотой и величием. Легендарный бык в исполнении Даши кажется космическим явлением, движущейся тектонической плитой.

В композиции «Стихия» Намдаков рождает идеальный образ летящего коня, передает ощущение стремительного движения к цели, пьянящего чувства свободы, грации и силы. «Стихия»- символ полета духа человека. Неуправляемая, подчиненная лишь природной стихии лошадь- явление летит над степью, олицетворяя извечное движение вперед. Архетипическое начало здесь связано с символикой «летящего скифского оленя», обозначавшего смену времен года и наступление нового цикла в природе.

Скульптура «Степной ветер», напротив, статична, выполнена как фрагмент тела барана. Однако от взгляда, всего облика животного веет несокрушимой энергией. Кажется, что перед нами сам дух степей, мудрый и грозный. Оставшийся от жизненных бурь, крутой, свернутый в пружину рог и пустота глазниц говорят о долгой борьбе за существование.

Многие работы посвящены теме святой жертвенности. «Конь Модэ» и конь «Сэтэр» красивы в своей усталой, но гордой покорности священных избранников. Известно, что у кочевников был культ животных, которым поклонялись, но в определенный момент приносили в жертву духам ради великой идеи. В их опущенных головах и мощных телах мы угадываем целые эпохи войн с победами и поражениями.

 Фантасмагорией и мистикой веет от работы «Хранительница», в которой образ львицы- самки дополнен острыми, как лезвия, крыльями, грозно вздыбившимися за спиной хищной кошки. Оскаленная пасть и острые когти говорят о яростном стремлении защищать свое потомство. Прием «устрашение как защита» традиционно использовался как в шаманской символической пластике «онгонов», так и в изображениях буддийских «гневных» божеств- хранителей веры.

Авангардными по своему замыслу являются скульптуры «Он» и «Она». В их образах соединяются элементы животного и человека. При взгляде на эти скульптуры создается впечатление вечного танца.

Созданные Даши образы зверей или мистических существ зачаровывают, обладают особой притягательностью. Многим произведениям придает эротичность разделение на темные и светлые силы, на мужское и женское начало. Трогательное, нежное, утонченное женское начало даже в чем-то преобладает над мужским, хотя именно последнее определяет воинскую мощь и силу, всепоглощающую волю.

Мастер понимает и использует стили XX века, развивая в себе еще более подвижное пластическое начало, и каждый скульптурный образ Даши Намдакова рождает в наших душах особую «первобытную» чуткость, стремление услышать и понять мир символов природы и сохранить их в себе. («Аватар до нашей эры» Коммерсанть 10.03. 2010 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 IV. «Феномен Даши Намдакова» - самобытное искусство известного скульптора, графика, ювелира и художника.

Произведения Даши Намдакова сразу поразили воображение и умы зрителей. О нем заговорили как о самобытном художнике. Всего за несколько лет Даши Намдаков стал известным мастером, который сегодня определяет одно из современных направлений пластического искусства.  В своей работе я попыталась увидеть и принять творчество художника, щедро и доверчиво представляющего нам свой увлекательный и загадочный мир, а также и осознать, что за ним стоит огромная целостная культура Востока, тысячелетиями не прерывавшая связи времен.

О «мире Даши» написано уже много. Историки искусства, философы, археологи, профессионально занимающиеся Востоком, выясняют или поясняют происхождение его героев, их взаимоотношения, иерархию богов и небожителей, рассуждают об архетипическом и мифологическом, о сакральном и магии. И все же попытки осмыслить этот мир только «изнутри», очевидно, недостаточны для понимания «феномена» Даши. Внутренний мир каждого из нас во многом зависит от того, с чем мы соприкасаемся. А соприкосновение с необычным миром художника помогает понимать культуру своей страны, своего народа. Его работы можно принять за прекрасно сохранившиеся древние статуи, а то и вовсе за фантастические артефакты какой-то неземной цивилизации. В своем творчестве автор синтезирует традиции древних кочевых народов и современную пластику. Наверное, поэтому скульптуры Даши Намдакова органично смотрятся как на природе, так и в городе. К слову, его монументы украшают ландшафты Забайкалья, Иркутской и Кемеровской областей, а также столицы Казахстана – Астаны. «Новое» искусство Намдакова демонстрирует сочетания таких характеристик, как символичность образного мышления, декоративизм, архетипичность и авангардный стиль. Его искусство, необычное и эффектное, сегодня востребовано как в культурных центрах Сибири, так и в крупных музеях России и зарубежья. Духовный учитель Даши, шаман, удивительный человек, философ, как-то сказал еще совсем молодому Даши: «Все, что ты творишь своими руками, это не твоя заслуга. Это заслуга твоих предков. Через тебя они решили донести язык искусства. Ты же просто звено, которое служит для передачи информации из мира духовного в мир земной» Представления о сущности родной земли, своего народа Даши впитал еще с раннего возраста, слушая рассказы старших, древние легенды, старинные мелодии… (А.Якимович «О мастере из Бурятии и других вещах», Журнал «Собрание» № 2 2006 г.).

V. Заключение.

Даши Намдаков - явление XXI века.

Завершая свое исследование, я пришла к выводу, что искусство Даши Намдакова интересно и плодотворно рассматривать уже в контексте культуры XXI века и в разных аспектах, как некий кристалл, у которого постепенно высвечиваются грани, пересечения, плоскости. И если мы хотим жить в мире, в единой многонациональной России, нам необходимо знать культуру своей страны и стремиться понимать искусство народов, живущих вместе, в большом общем доме. Даши Намдаков - художник глубокий и тонкий, мыслящий широко и современно создает свои уникальные образы на понятном нам пластическом языке и дает редкую возможность реально ощутить присутствие живой великой цивилизации. Полное имя художника – Даши Нима – «Удачливое солнце», имя в древнем бурятском роду содержит «код судьбы». Поэтому ламы при наречении младенца учли не только день и час его появления на свет, но и расположение светил. В мире вообще ничего случайного не бывает. Работы художника находятся в фондах многих музеев России и мира, а также в личных коллекциях избранного Президента РФ В.В. Путина, бывшего президента Татарстана М.Ш. Шаймиева, в частных собраниях в США, Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Швейцарии, Японии, Китае и Тайване, Сингапуре.Приобщение к творчеству уникального мастера все большего числа людей происходит потому, что это особый тонкий мир искусства, требующий философского размышления, глубокого проникновения в его сущность. Родители учили Даши: «Нельзя в этой жизни хотеть чего-то слишком сильно. Если начинаешь ставить какие-то сверхзадачи – все рушится. Живи спокойно, отдайся течению реки жизни, получай удовольствие». (ТуянаЦыренжапова, "Информ полис"). И он всю жизнь руководствуется этим правилом. Романтизм в творчестве художника Даши Намдакова, родившегося в забайкальской лесостепи, основан на народных традициях, связан с природой мифопоэтического мышления. Именно в границах данного мировосприятия лежит истинная реальность художника. Поэтому, на мой взгляд, вся творческая биография Даши Намдакова построена на непростом соединении понимания красоты, естественного для человека из Забайкалья, и передачи ее средствами языка пластики, привычного для художника с европейским академическим образованием.

Европейский зритель, включаясь в диалог культур, имеет возможность не только увидеть, но и постичь, ввести в контекст собственной культурной жизни восточный менталитет в самых разных проявлениях. Основой такого взаимодействия для современной русской культуры (европейской в более широком контексте) становится уважение и умение оценить в любом проявлении эстетического  подлинную любовь к природе, человеку, истории. Язык искусства не имеет ограничений в восприятии, узнавании. Переплетаясь с устойчивой символикой восточной традиции в творчестве Даши, он расширяет границы традиционных жанров, что особенно заметно в его излюбленной пластике и анималистической скульптуре, становясь неким кодом восточной философии.

 А боги помогают ему. Не зря же его так нарекли – Удачливое солнце.

Творчество Даши Намдакова- это явление будущего. Данное исследование- попытка сделать шаг в будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Источники:
  1. «Аватар до нашей эры» Коммерсанть 10.03. 2010 г.
  2. "Новое звено в цепочке традиций ", С.-Петербург, Декабрь 2007
  3. "Планета, имя которой степь ", Улан-Удэ, Декабрь 2007
  4. "Скульптор меняет представления о Чингисхане ", Газета "Чайна Пост", Тайвань, Май 2005 г.
  5. Л.Марц. Н.Комарова «Планета, имя которой степь», Журнал «Третьяковская галерея», № 4 2007 г.
  6. А.Якимович «О мастере из Бурятии и других вещах», Журнал «Собрание» № 2 2006 г.
  7. Туяна Цыренжапова, "Информ полис"
  8. «Аргументы и факты» (15.09.2011 г.) Иркутск
  9. Источник: "Байкал-Daily"
  10. (www.live-and-learn.ru - интернет журнал "Мастерская Успеха" - психология успеха на каждый день
  11. www.gazeta-N1.ru
  12. http://www.kommersant.ru/doc/1642249
  13. «http://ru.wikipedia.org/w/index.php


Вход на сайт

Информеры курса валют России