Skip to Content

 

 

Городской округ "Поселок Агинское"

официальный сайт

 

Для перехода на версию для слабовидящих поменяйте тему

Комсомольская путевка на геройские дела

Комсомо́льская путёвка — документ, по которому в СССР районный комитет ВЛКСМ направлял комсомольца на временную или постоянную работу на ударные стройки или на службу в Вооружённые Силы СССР.

Принятая трудовым законодательством СССР разновидность организационного набора. По таким путёвкам комсомольцы отправлялись в малообжитые районы СССР для освоения целины, районов Крайнего Севера. Раздача комсомольских путёвок была частью кампании так называемого «комсомольского призыва», как один из вариантов организационного набора — перераспределения человеческих трудовых (и мобилизационных) ресурсов внутри государства.

Общий трудовой стаж Владимира Сергеевича Кондрашенко составляет без малого 55 лет. Вся жизнь прошла в труде, с раннего детства и до глубоких седин он работал во благо Родины.

Родился Владимир Сергеевич в селе Покровка Тюменской области в 1936 году. Когда Володе исполнилось пять, наша страна ощутила первые взрывы страшной войны. По призыву Родины все мужчины, в том числе и отец Владимира Сергеевича, ушли на фронт. В 1942 году, едва дождавшись шестнадцати лет, на фронт убежал и старший брат. Шестилетний Володя остался главным мужчиной в большой многодетной семье – у матери их было семеро. «Работать в колхозе было некому, лет с семи-восьми летом нас гоняли на сенокос, мы гребли, волокуши возили, помогали, чем могли. На войну из колхоза забрали всех коней, мы, запрягая коров, пахали, боронили колхозные поля. С этой же коровы должны были сдать молоко на маслозавод, у кого были куры – сдавали яйцо. Сеяли табак, рубили и посылками отправляли на фронт» - вспоминает Владимир Сергеевич.

В 1950 году четырнадцатилетний Владимир, окончивший семь классов школы, пошел на работу в колхоз. Людей после войны не хватало. Подростки заводили тяжелые трактора, из последних сил крутили рукоятки двигателей, но отказаться и не думали. «Трактористу – шестнадцать лет, он на два года старше, а ты – плугатор, тебе четырнадцать. Так и работал до 55 года, - рассказывает Владимир Сергеевич, - осенью был помощником комбайнера, зимой на конях и быках возили солому на фермы. Война окончилась, старики наши вернулись, кто без руки, кто без ноги, но все же нами стали руководить. Всех молодых людей записали в комсомол, стали появляться молодежные бригады». В 1953 году впервые за военное и послевоенное время случился хороший урожай зерновых. «Мы хлеба наелись только в 53-ем, а до этого что ели? Сурепку, лебеду, крапиву, доходило до того, что в 44-ом году мы березовую кору толкли и ели. Вот что такое война…».

В 1955 году Владимира призвали в ряды Советской армии, служил он в погранвойсках, тринадцать суток добирались в грузовых вагонах эшелона от Тюмени до Читы. Затем на службу – в Мангут. Во время службы в армии, в 1956 году,  Владимир Сергеевич получил первую медаль «За освоение целины». Почему первую? Потому освоение целины в его жизни было не один, а два раза. Он успел потрудиться и на Родине – в Тюменской области, и в далеком Забайкалье, но об этом позже.

После демобилизации Владимир по призыву комсомола решил остаться здесь, в Забайкалье. Поехал в Балей, устроился сначала шофером, возил урановую руду в приисковую. Занимался спортом – волейбол, футбол. Рудничные ребята позвали на работу на рудник, тысячи людей трудились в то время в шахтах. Кем только не работал Владимир Сергеевич - водителем, слесарем, откатчиком, рабочие руки нужны были везде. Но, несмотря на тяжелый изнуряющий труд, молодость свое брала – вечерами обязательно культурная программа, художественная самодеятельность, концерты, спорт – жизнь кипела, била ключом, разливала по венам энергию и любовь к Родине, партии, своему народу. Молодые люди того времени были уверены не только в завтрашнем дне, они точно знали, что за их спинами огромная мощная поддержка, что они могут и должны трудиться на благо родины, строить новую жизнь, которая будет лучшей.

Работа есть работа, но образование тоже нужно – решил Владимир и окончил в Балее вечернюю школу, а затем он, сельский житель, отправился в Читу на учебу в Техникум механизации и электрификации сельского хозяйства. По окончании техникума Владимир по направлению поехал работать мастером производственного обучения в сельское профтехучилище на станцию Харанор. В училище была развитая первичная комсомольская организация. «Любая работа, любое дело нам было по плечу. Среди нас не было тех, кто отказывался. Мы комсомольцы, а, значит, мы должны – это была наша жизненная позиция». Колхозы и совхозы росли как грибы, в 1963 году началось строительство Краснокаменска – людей требовалось много. И везде были комсомольцы – строители, трактористы, монтажники, механизаторы. Это-то и было второй целиной Владимира Сергеевича – на пустыре, в степи на ветрах построить совхоз, заложить город, в котором потом будут жить люди, растить детей, радоваться яркому забайкальскому солнцу. Это ли не целина? Это ли не радость? И пусть Владимир Сергеевич, тогда уже не комсомолец, а член партии, он все равно бок о бок трудился наравне с молодежью – комсомольцами – разгружал вагоны, сеял и пахал, и никогда не ставил себя выше своих подчиненных и воспитанников. В труде всегда был наравне с ними.

После Харанора по приказу обкома Владимир Сергеевич перебрался в Могойтуй, работал замполитом в Могойтуйском профтехучилище. Округ наш аграрный, а, значит, комсомольцы в основном заняты на сельскохозяйственных работах. И тут опять Владимир Сергеевич со своими воспитанниками-комсомольцами оказался в самой гуще событий – большое количество скота, огромные посевные площади, хорошие урожаи, - во всем этом большая заслуга молодежных комсомольских бригад, которые тогда стали активно образовываться.

В 1982 году Владимира Сергеевича решением бюро окружкома партии направили в Агинское, директором Автотранспортного предприятия. В АТП в то время работало около 250 человек, из них 30 человек – члены партии. Стали создаваться комсомольские бригады, бригада бензовозчиков – Валентин Дамдинов, Владмир Смирнов, Павел Игнатьев, бригада СП-шников (водители самосвальных прицепов) – руководил ими Михаил Пупков, бригада водителей грузовиков – руководитель Константин Ишенин. «Мы работали хорошо, выполняли планы, получали знамена. Занимались самодеятельностью. Это было тоже нашей обязанностью. Мы с удовольствием занимались творческой деятельностью, помогали нам музыканты Михаил Кряжев и Батомунко Лодонов». Работники АТП на самодеятельность представляли и хор, и танцы, и песни – было все. На сцене Дома культуры ставили большие концерты, на который приходило множество зрителей. Выступления художественной самодеятельности всегда проходили с аншлагом. Жизнь и молодость бурлили. Комсомольцы строили страну, поднимали города, осваивали целину, и жили так, как требовала душа – по совести, по труду.

Рядом с Владимиром Сергеевичем всегда была верная спутница – Раиса Петровна. Познакомились они еще в раннем детстве - родом из одного села. «Она за мной с малых лет бегала» - шутя, вспоминает Владимир Сергеевич. Работая в Могойтуе, он написал письмо Раисе, пригласил к себе, и она, не испугавшись далеких забайкальских степей, приехала к нему. С тех пор и живут бок о бок, все радости и горести делят пополам. О Раисе Петровна, как и о героине известного всем фильма можно сказать, - спортсменка, комсомолка и просто красавица. Всю жизнь она работала в системе образования – сначала в детском саду «Солнышко», потом в РайОНО, является «Отличником народного просвещения». На двоих у них четверо детей, девять внуков, подрастают правнуки. «Мы счастливые люди, - говорит Раиса Петровна, - все необходимое есть, а главное рядом друг с другом живем».

Вот так комсомольская путевка на работу стала настоящей путевкой в жизнь.

 



Вход на сайт

Информеры курса валют России