Skip to Content

 

 

Городской округ "Поселок Агинское"

официальный сайт

 

Для перехода на версию для слабовидящих поменяйте тему

Кряжев Андрей

 

Конкурс творческих  работ  «Моя малая Родина – Агинское»

 

 

 

Номинация:  «История предприятий и учреждений поселка Агинское»

 

 

«70 лет на страже безопасности дорожного движения

в Агинском Бурятском округе»

 

 

Российская Федерация

Забайкальский край

ГО «Поселок Агинское»

Автор: Кряжев Андрей Михайлович

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Агинская средняя общеобразовательная школа №3»

7 класс

Научный руководитель: Дулмажапова Дарима Дабасамбуевна

Учитель истории и обществознания Муниципального общеобразовательного  учреждения

«Агинская средняя общеобразовательная школа №3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«70 лет на страже безопасности дорожного движения

в Агинском Бурятском округе»

 

 

Российская Федерация

Забайкальский край

ГО «Поселок Агинское»

Автор: Кряжев Андрей Михайлович

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Агинская средняя общеобразовательная школа №3», 7 класс

 

План исследований

 

Введение

Глава 1. Государственная инспекция безопасности дорожного движения в Агинском Бурятском округе (история, становление и современное состояние)

  1. История создания и становления службы государственной автоинспекции на Агинской земле (1948-1963гг)
  2. Служба государственной автоинспекции и государственной инспекции безопасности дорожного движения на Агинской земле с 1963 по 2018 гг.
  3. Отдел ГИБДД Агинского Бурятского округа (современное состояние, перспективы)
  4. Ветераны государственной инспекции безопасности дорожного движения Агинского Бурятского округа

Заключение

 

Введение

На сегодня проблема безопасности автомобилистов и пешеходов на дорогах неоднократно освещалась как в государственных документах, так и во всех средствах массовой информации. В первую очередь это обусловлено все более нарастающей интенсивностью движения всевозможного вида техники на дорогах нашей страны. И поэтому, как мы полагает тема освещения работы сотрудников ГАИ-ГИБДД будет особо актуальна.

С особой остротой следует отметить историю зарождения  службы ГАИ-ГИБДД в нашей стране. Где без истории становления и развития ГАИ-ГИБДД на местах не может идти и речи об истории данного ракурса в рамках Российской Федерации.И, поэтому с полным основанием можно утверждать, что история становления и развития ГАИ-ГИБДД на Агинской земле есть часть истории не только нашего родного округа, но и всей необъятной России.

Тема истории, становления ГАИ-ГИБДД округа фрагментарно освещалась в периодической печати по случаю юбилея милиции в Агинском Бурятском округе. Есть даже два буклета на эту тему, в которых можно было  почерпнуть интересующую нас информацию. Между тем, тема современного состояния службы ГИБДД в округе, в большинстве своем оказалась закрытой для широкого пользования.

В сборе материала нам оказало неоценимую помощь интервьюирование отдельных сотрудников ГАИ-ГИБДД округа, которые в настоящее время находятся на заслуженном отдыхе.Неоценимую помощьв сборе материала нам оказалоинтервьюирование членов семей отдельных сотрудников ГАИ-ГИБДД округа, которые в настоящее время, к большому сожалению, покинули нас.

Также следует отметитьсотрудников ГИБДД округа, которые в настоящее время находятся на службе и согласились помочь нам в сборе необходимой для нас информации.Мы выражаем глубокую признательность и благодарность за оказанную помощь и представленную нам информацию начальнику  МО МВД России «Агинский» Эрдынееву С.Н., начальникуОГИБДД МО МВД России «Агинский» Анандаеву Б.Б.,  старшему государственному инспектору дорожного надзораБатожаргалову О.В. и инспектору по пропаганде безопасности дорожного движенияЭрдынеевой Ц.М.

Недостаточная разработанность данной темы исследования, а также ее актуальность послужили основанием для выбора темы исследования. Выбор темы исследования обусловил определение цели исследования, объекта исследования, предмета исследовании и задач исследования.

 

 Цель исследования: исследовать становление и развитие ГИБДД в Агинском округе с 1948-2018 год, выделить отдельные этапы этого процесса и их особенности, обобщить мало изученные страницы истории  ГИБДД.

Исходя из целей исследования, были определены следующие задачи:

1.Изучить архивный материал и  литературу по теме;

2. Проанализировать и  систематизировать  изученную информацию;

3.Сформулировать выводы.

Объект исследования: история создания и становления службы государственной автоинспекции.

Предмет исследования: отдел ГИБДД Агинского Бурятского округа

Практическая значимость: результаты данный работы  могут быть использованы на уроках истории и  классных часах, краеведческим музеем, как источник информации о создании Государственной инспекции безопасности дорожного движения в Агинском Бурятском округе.

       Для реализации поставленной цели и задач были использованы такие методы исследования:

-изучение опубликованных  материалов об истории агинскойгосавтоинспекции;

- тематические беседы с информантами;

- поисковый

- описательный.

 

 

Глава 1. Государственная инспекция безопасности дорожного движения в Агинском Бурятском округе (становление и современное состояние)

  1. История создания и становления службы государственной автоинспекции на Агинской земле (1948-1963гг)

Официальной датой создания Государственной автомобильной инспекции в нашей стране считается 3 июля 1936 года. Именно в этот день Постановлением Совета Народных Комисаров за № 1182 было утверждено Положение о Государственной автоинспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР (ГАИ ГУРКМ НКВД).

К августу 1936 года в центральной части России было создано 7 отделов ГАИ ГУРКМ НКВД. Общий численный состав всех отделов составлял всего 57 человек. В этом же году были разработаны первые «Типовые правила движения по улицам городов и дорогам СССР».

И уже с 1938 года начали работу отделы ГАИ ГУРКМ НКВД в районах СССР, в которых, как сказано в Инструкции о работе пикетов автодорожного надзора Госавтоинспекцией УРКМ« … наблюдалось повышенное движение автомобильного транспорта». Такое повышенное движение автомобильного края появилось на агинской земле лишь только во второй половине 40-х годов ХХ века.

На этом основании датой организации ГАИ Бурят-Монгольского национального округа принято считать 1948 год.Основателем Государственной автоинспекции округа был Сергей Дмитриевич Кряжев. В этот сложный послевоенный год его, после увольнения в запас по состоянию здоровья из армии, как офицера-танкиста, хорошо знающего автомобильную технику, как члена партии, очень хорошо знающего монгольский язык, отправили служить автоинспектором в Агинский Бурят-Монгольский национальный округ[1;3;7;8;11].

Вся работа ГАИ округа руководствовалась «Уставом патрульно-постовой службы», который актуален и в настоящее время. А также такими государственными документами, как: «Типовые правила движения по улицам городов и дорогам СССР», «Наставление по надзору за техническим состоянием и использованием автотранспорта народного хозяйства СССР» и «Положение о квалификационных комиссиях Госавтоинспекции управлений милиции УМГБ-МГБ» [5].

Здесь следует отметить, что на Агинский Бурят-Монгольский национальный округ была выделена только одна штатная единица работника ГАИ. Поэтому Сергей Дмитриевич Кряжев был в одном лице и сотрудником и начальником ГАИ Агинского округа. Также следует особо выделить, что надзорные функцииГАИокруга распространялись лишь в отношении мотоциклов и автомашин гражданского образца, используемых для пассажирских или обычных грузовых перевозок.

Содержание ГАИ округа, а также выплата заработной платы сотруднику относилось за счет общесоюзного бюджета по смете Народного Комиссариата Внутренних Дел СССР с тем, что местным органам инспекции отпускаются средства по сметам, утверждаемым НКВД в установленном порядке. Установление этого пункта было продиктовано необходимостью вывода сотрудников региональных ГАИ в независимое положение от органов власти на местах.

Согласно вышеуказанным типовым государственным документам, регламентирующих работу ГАИ на местах, Сергей Дмитриевич пользовался в работе мотоциклом М-72, на котором он и летом, и зимой осуществлял работу в трех районах округа. Как и в настоящее время, при остановке мотоциклов и автотранспорта он пользовался свистком и жезлом. Во время массовых праздничных демонстраций  выходил на улицы окружного центра в качестве регулировщика.

Согласно предписанию о правилах работы автоинспекторов на местах в округебыла организованна комиссия по соблюдению правил по учету автомобильного парка, шоферских кадров и аварий, а также правил по содержанию автомашин в исправном состоянии. С целью проведения техосмотра, как председатель комиссии Сергей Дмитриевич посещал автопарки и гаражи МТС и колхозов.

Требовал от руководителей хозяйств,представления в комиссию, по установленным формам отчетности, сведений о состоянии автомобильного парка, о шоферских кадрах и об авариях. Как председателю комиссии ему вменялось в обязанность приостанавливать эксплуатацию мотоциклов и автомобилей, техническое состояние которых угрожает безопасности движения.

За невыполнение  правил по эксплуатации мотоциклов и автомобильного транспорта на руководителей хозяйств Сергей Дмитриевич мог наложить штраф в размере 100 рублей. Штраф выше суммой до 300 рублей мог быть наложен только после его согласования и утверждения начальником Читинского областного управления ГАИ.

Выполняя типовые положения «Инструкции об агитационно-массовой работе по безопасности» перед началом разного рода мероприятий в населенных пунктах округа он организовывал лекции по соблюдению правил техники безопасности при работе с автотранспортом и безопасности дорожного движения. Также на эту тему Сергей Дмитриевич часто печатал статьи в местных газетах «Агинская правда» и «АгынУнэн»[3].

Чтобы активизировать работу ГАИ округа он на местах, в населенных пунктах округа, привлекает к работе активистов и общественных автоинспекторов, которые оказывали ему неоценимую помощь. Здесь следует в обязательном порядке отметить таких помощников, как: Николай Ларионов – с. Могойтуй, БорисШойдоров и Николай Жамбалов - с. Агинское, Варвара Паникоровская и Зинаида Андреевна Нехорошева – с. Амитхаша и т.д.

В 50-х годах прошлого столетия в с. Агинское былиорганизованны курсы мотоциклистов и водителей автомобильного транспорта.С организацией курсов, а также проведения работы по обучению курсантов в округе была организованна отдельная «Квалификационная комиссияпо учету мотоциклистов и водителей автомобильного транспорта».Председателем комиссии в Агинском Бурят-Монгольском национальном округе был назначен Кряжев Сергей Дмитриевич. В состав комиссии входили « … преподаватели курсов, сотрудники ГАИ Читинской области и представители от Агинского Бурят-Монгольского национального округа»[1;3].

Председатель комиссии был наделен широкими полномочиями. Самое первое в обязанность председателя входил контроль уровня качества организации и проведения преподавателями курсов процесса преподавания правил техники обслуживания и эксплуатации мотоциклов и автомобилей. Указанные правила, в свою очередь, объединялись параграфом «Правила технического состояния мотоциклов и автомобилей».

Второе, председатель комиссии также осуществлял контроль качестваорганизации и проведения преподавателями курсов процесса преподавания правил дорожного движения. По окончании курсов водители мотоциклов и автомобильного транспорта сдавали квалифицированной комиссии экзамены, порезультатом которых им решением комиссии могли быть выданы права, дающие право вождения указанного транспортного средства.  

За систематическое и грубое нарушение указанных выше правил председатель ставил перед квалификационной комиссией вопрос о лишении мотоциклистов и шоферов права управления мотоциклом и автомобильным транспортом. Из сказанного следует, что самостоятельно Сергей Дмитриевич лишить водительских прав не мог.

Но в 1956 году Постановлением Совета Министров РСФСР за №382 «О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте» сотрудникам Госавтоинспекции на местах предоставлено право лишать водителей прав за управление транспортом в нетрезвом виде и запрещать управление транспортными средствами без водительских удостоверений[5].

 

Помимо выдачи прав управления мотоциклом и автомобильным транспортом комиссия занималась выдачей номерных знаков и технических паспортов. При этом номерной знак и технический паспорт мог быть выдан только после заключения комиссии акта о «техническом состоянии мотоцикла или автомобильного транспорта и их обслуживания».

За обработку данных по соблюдению правил по учету автомобильного парка, а также правил по содержанию автомашин в исправном состоянии, за выдачу номерных знаков и технических паспортов, за производство испытаний и за выдачу шоферских документов органы Государственной автомобильной инспекции взимали сборы, размеры которых были установленыНКВД СССР совместно с Народным Комиссаром Финансов СССР и утверждены Советом Труда и Обороны СССР.

Следует отметить, что с начала 60-х годов были приняты первые единые по всей территории СССР «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорог СССР», где впервые в полной мере учтены требования международных документов о дорожном движении. Согласно этим правилам водители округа получали теперьединые образцы бланков водительских удостоверений, образцы технических паспортов и номерных знаков для автомототранспорта[5].

Председатель отчитывался раз в год перед расширенным составомквалифицированной комиссии по всем вышеуказанным пунктам. После чего выносилось решение о состоянии работы председателя. По состоянию отчетности председателя по расходованию горюче-смазочных материалов комиссия также, согласно измерителям работы автотранспорта, выносила решение по их выделению на предприятия и в колхозы округа.

В конце 50-х годов отдельные изменения произошли в наименовании ГАИ округа. Так как 16 сентября 1958 года Агинский Бурят-Монгольский округ был переименован в Агинский Бурятский национальный округ (АБНО). Поэтому ГАИ округа носило теперь наименование ГАИ АБНО[4].

По воспоминаниям членов семьи С.Д. Кряжева в пятидесятых годах с каждым годом интенсивность работы автоинспектора округа увеличивалась. В первую очередь это обусловлено с грандиозными темпами восстановления народного хозяйства всей страны. Как следствие этого, согласно историческим данным, в округе также наблюдается увеличение движения развития народного хозяйства, имеющего положительную динамику.

В первую очередь следует отметить с каждым годом более интенсивное движение автомобильного транспорта по федеральной трассе, проходящую по территории округа. В конце пятидесятых годов в отдельных семьях округа в единичном порядке появляются личные автомобили и мотоциклы. Это же самое, но в более широких масштабах можно отметить и в отношении организаций,  предприятий и колхозов округа.

В 1959 году в с. Агинское,как филиал Дарасунского автохозяйства Читинского автомобильного треста, была создана Агинская автоколонна. Головное предприятие выделило часть во вновь организованное автомобильное предприятие автомашины марки ЗИС-355. На заседании бюро Агинского райкома партии и райисполкома начальником автоколонны утвердили БазаржапаРальдина. В новый коллектив пришли водители Василий Марков, Юрий Ларионов, Борис Сандаков, Василий Кузнецов и другие.

Агинская автоколонна занималась грузовыми перевозками согласно заявок от организаций, предприятий и колхозов округа. В период посевной, уборочной и сенокосных компаний автоколонна с. Агинское обслуживала колхозы округа. В это же время была организованна перевозка пассажиров на так называемом «грузовом такси» по маршруту Агинское-Чита и обратно. Также на «грузовом такси» былаорганизованна  перевозка пассажиров к поезду на ст. Могойтуй и обратно в с. Агинское[9].

В 1960 году с образованием СХТ в с. Амитхаша был организован ремонт автомобильной и сельскохозяйственной техники народных хозяйств округа и прилегающих к округу районов Читинской области.Помимо этого в СХТ был образован собственный автомобильный парк, который обслуживал колхозы округа согласно заявкам, а также в период посевной, уборочной и сенокосных компаний[6]. 

Приведенные нами данные убедительно свидетельствуют об увеличении работы автоинспектора на территории Агинского Бурятского национального округа. Где с грандиозными масштабными положительными изменениями народного хозяйства округа, а также с все растущим благосостоянием народа увеличилось количество мотоциклов и автотранспорта в округе. В свою очередь, с увеличением мотоциклов и автомашин увеличилось движение автомобильного транспорта по дорогам АБНО.

В начале 60-х годов ХХ столетия отдельные изменения произошли также и в кадровом составе ГАИ округа. После ухода на заслуженный отдых по выслуге лет С.Д. Кряжева госавтоинспектором был назначен Виктор Гаврилович Дегтярев. В последующем за рассматриваемый нами период времени существенных изменений в работе ГАИ АБНО не произошло.

Таким образом, на основании вышеизложенного материала можно с уверенностью сказать первоначальный этап становления работы ГАИ округа имеет положительную динамику. Вся работа ГАИ АБ-МНО - АБНО была подчинена нормативным государственным документам, регламентирующим работу ГАИ на местах.

 

  1. Служба государственной автоинспекции и государственной инспекции безопасности дорожного движения на Агинской земле с 1963 по 2018 гг.

 

Вторая половина пятидесятых годов, а также первая половина шестидесятых годы ХХ столетия характеризуются в истории нашей страны как годы активных преобразований разных сторон нашего общества. В 60-м году было упразднено МВД СССР. Управленческие функции МВД СССР были возложены на министерства охраны общественного порядка союзных республик (МООП).

Преобразования также коснулось и ГАИ СССР, в котором управленческие функции были переданы Управлению ГАИ МООП РСФСР.Относительно РСФСР преобразования коснулись также нормативной государственной документации ГАИ, которая была масштабно систематизирована.

Были утверждены«Положение о Государственной автомобильной инспекции МООП РСФСР»,«Наставление по службе Государственной автомобильной инспекции МООП РСФСР». Как отмечают историки службы ГАИ России, в данных документахвпервые были охвачены все стороны деятельности государственной автоинспекции РСФСР с учетом местных региональных реалий[5].

Отдельные изменения произошли также в кадровом составе ГАИ округа. В 1963 году на должность автоинспектора в Агинском Бурятском национальном округе назначается Виктор Леонидович Зубов. Также как и ранее ГАИ АБНО активно борется с авариями, разрабатывает технические нормы эксплуатации автотранспорта, контролирует подготовку и воспитание шоферов. Ведет учет аварий, анализ их причин, привлекает нарушителей ДТП к ответственности, руководит выдачей номерных знаков, технических паспортов, розыском автомобилей, скрывшихся с места ДТП и т.д.

На территории округа, также как и на всей территории СССР действовали единые правила регистрации и учета автотранспорта; правила проведения технических осмотров; методы учета дорожно-транспортных происшествий; порядок присвоения квалификации мотоциклиста и водителя автотранспорта. С 1 июля 1963 года был введен в действие новый ГОСТ 10807-64 «Знаки и указатели дорожные», а также стандарт на отличительный знак для перевозочных средств, участвующих в международном движении.

В 1968 году старшим автоинспектором округа был назначен Геннадий Николаевич Хасанов, который проработал в этой должности до 1993 года. Как вспоминает Геннадий Николаевич,работы автоинспектору в округе значительно прибавилось. Этот вывод обусловлен тем, что движение автотранспорта по территории округа в значительной степени увеличилось.

В первую очередь следует отметить, что значительно по сравнению с прошлым увеличилось движение автомобильного транспорта по федеральной трассе, которая в то время проходила как по территории округа, так и территории поселка – улица Ленина. Сама же трасса к концу 60-х годов прошлого столетия была асфальтирована от г. Читы до п. Агинское.

Автомобильный парк СХТ в с. Амитхаша значительно увеличился. Увеличился автомобильный парк в АТП п. Агинское. Здесь следует отметить, что Агинская автоколонна была переименована в 1964 году в Агинское автохозяйство «Сельхозтранс», а несколько позднее в Агинское автотранспортное предприятие (АТП).

Вот как описывает картину с увеличением автомобильного парка Агинского АТП в то время известный краевед-журналист Б.Нестеренко: «Коллективу понадобилась новая техника, гаражи. Пришли автомобили с маркой известных заводов ГАЗ и ЗИС. Начала расти известность тех, кто работал на них, кто обеспечивал перевозки грузов для народного хозяйства Агинского района. В хозяйства на уборку урожая, перевозки зерна с полей на тока и хлебоприемный пункт уходили около сорока грузовиков – бортовых и саморазгружающихся[9].

В это же время были открыты 2 автобусных маршрута сообщением «Агинское-Чита» и обратно. Помимо этого в разное время были открыты автобусные маршруты, которые соединяли областной цент и колхозы округа, а также окружной центр  и районные центры с колхозами округа.

Во второй половине 60-х годов начался новый этап развития населенных пунктов округа. Что потребовало увеличения значительных грузоперевозок [4]. Началось интенсивное строительство организаций и промышленных предприятий в самом поселке. Были введены в эксплуатацию маслозавод, электроподстанция, лесхоз, промкомбинат, заготконтора.

В центре посёлка появились Дом культуры, комбинат бытового обслуживания, госбанк, новые корпуса окружной больницы, станция скорой помощи. В западной части автовокзал, АЗС, здание СПТУ и т.д. Но само главное, что следует обязательно отметить, все предприятия имели свой собственный автомобильный парк [2].

Почти в каждой семье округа, на конец 60-х годов, были мотоциклы марки К-75 и М-103. В это же время во многих семьях появляются личные легковые автомобили.Именно поэтому со второй половины 60-х годов увеличивается число курсантов в Агинском филиале Читинского автомотоклуба ДОСААФ, обучающихся на право вождения мотоциклов, легковых автомобилей и грузовых автомобилей.

А с конца 60-х начала 70-х годов в Агинских школах начинают преподавать учебную дисциплину «Машиноведение». Успешно сдавшие экзамены ученики по данной учебной дисциплине по окончании школы получали водительские удостоверения, дающее право вождения мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей.

Приведенные нами данные убедительно свидетельствуют, что сотруднику ГАИ прибавилось работы на несколько пунктов вперед. Поэтому Геннадий Николаевич увеличивает штат добровольных помощников. В первую очередь он отметил преподавателя ДОСААФ Роберта Абидуева, водителей скорой помощи Михаила Людинсян, Г.М. Петрова, А.В. Столповского, А.Ж. Жамсаранова и др.

Стараниями автоинспектора и начальника Агинского АТП -ГомбоДоржиевича Жамсаранова,в Агинском СХТ и Агинском АТП былавведена должность инженера по технике безопасности движения автотранспорта.Инженеры по технике безопасности движения автотранспортаАгинского СХТ и Агинского АТП совместно с автоинспектором ГАИ регулярно проводили техосмотр автомобилей, а так же разрабатывали технические нормы эксплуатации автотранспорта.

Так же как и предыдущие сотрудники ГАИ Г.Н. Хасанов совместно с преподавателями ДОСААФ разрабатывает правила приема экзаменов у курсантов и порядок присвоения квалификации мотоциклиста и водителя автотранспорта. Совместно с работниками окрисполкома разрабатывает правила регистрации и учета автотранспорта.

Контролирует подготовку и воспитание водителей мотоциклов и автомашин, активно борется с авариями на дорогах округа, ведет учет дорожно-транспортных происшествий, проводит анализ их причин, привлекает нарушителей ДТП к ответственности, руководит выдачей номерных знаков, технических паспортов, розыском автомобилей, скрывшихся с места ДТП и т.д.

Следует отметить, что Геннадий Николаевич неоднократно привлекался к патрулированию в качестве сотрудника ГАИ и даже участвовал в раскрытии ряда уголовных преступлений. За что имеет правительственные награды. Так же следует особо отметить, что Г.Н. Хасанов проводит большую работу среди учащихся Агинских школ.

Поэтому в данном нам интервью по вопросам организации работы ГАИ округа в то время он отметил, что со временем никто не считался. Работа была превыше всего. Нормированный рабочий день был далеко не нормой. Бывало, как отмечает Геннадий Николаевич, уйдешь на работу утром, а приходишь домой далеко за полночь или на следующие сутки.

И здесь следует в особом порядке отметить, что должностной оклад сотрудника ГАИ в то время составлял 90 рублей в месяц без всяких надбавок. И такую картину можно было наблюдать по всей стране. Именно поэтому мы можем сделать вывод, что сотрудник ГАИ округа беззаветно трудился более чем ответственно.

В 1968 году МООП СССР переименовано в МВД СССР. Вся работа ГАИ была сосредоточена теперь в данном министерском ведомстве. В 1969 году в ГАИ МВД СССР были разработаны  типовые штаты строевых подразделений дорожного надзора и подразделений по организации движения. Которые стали непосредственными предшественниками современных подразделений ДПС и дорожного надзора.

Именно благодаря данным типовым штатам в районах округа были введены штатные единицы инструкторов дорожного надзора. Затем, несколько позднее были введены должности инструкторов дорожно-постовой службы и госавтоинспекторов районных отделов милиции. Таким образом, начиная с 70-х годов ХХ века в районных отделах милиции округа появились штатные единицы сотрудников ГАИ. 

В каждом районе округа совместно с  райисполкомами и сотрудниками ГАИ района были созданы комиссии по безопасности дорожного движения. В деятельность комиссий вменялся учет ДТП, их анализ, допущенных по вине водителей и пешеходов. Комиссия вправе была принимать соответствующие меры, в случае если ДТП повлекло гибель людей.

Были усилены меры контроля, теперь сотрудник ГАИ фиксировал нарушение проколом в техническом паспорте. Три таких прокола влекли за собой автоматическое лишение водительских прав с последующей их пересдачей.Была также значительно усилена административная ответственность за нарушение правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам и правил пользования транспортными средствами. Например, одним из требований безопасности стало запрещение езды на мотоциклах и мотороллерах без защитных шлемов.

На территории округа, равно как и на всей территории СССР, были введены в действие новые, более жесткие правила проведения государственных периодических технических осмотров автомобилей, мотоциклов и прицепов, новые правила регистрации и учета автотранспортных средств, новое «Положение о порядке присвоения квалификации водителя, выдачи водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортными средствами».

В целях профилактики детской смертности и травматизма в АБНО  сотрудники ДПС совместно органами образования округа и районов округа, окружкома ВЛКСМ и райкомов ВЛКСМ, а также пионерскими и комсомольскими организациями в школах округа создаются отряды юных инспекторов движения.Во всех школах округа без исключения сотрудники ГАИ проводят профилактические беседы с учащимися.

Начиная с 7 октября 1977 года в наименовании районных отделов ГАИ округа произошли изменения. Именно с этой даты Агинский Бурятский округ был переименован в Агинский Бурятский автономный округ (АБАО). И именно с этой даты районные отделы ГАИ округа стали именоваться ГАИ АБАО с указанием района округа [4].

Конец 70-х годов характерен для работы ГАИ тем, что10 августа 1978 года Постановлением Совета Министров СССР №685 утверждено единое для всей страны «Положение о Государственной автомобильной инспекции».  Начиная с этой даты, вся работа ГАИ районов округа регламентировалась данным государственным документом. Где в последующем в структуре ГАИ существенных изменений не произошло вплоть до 1997 года.

В 1991 году на основании решения шестой сессии окружного Совета народных депутатов и приказа МВД РСФСР было создано Управление внутренних дел Агинского окрисполкома и утверждено штатное расписание.С 31 марта 1992 года Агинский Бурятский автономный округ становится самостоятельной административной единицей Российской Федерации. Управление внутренних дел округа стало именоваться как Управление внутренних делАгинского Бурятского автономного округа (УВД АБАО).

С 1997 года в УВД АБАО выделен отдел ГАИ АБАО в штатном расписании которого числилось 8 сотрудников. 15 июля 1998 года Указом президента Российской Федерации ГАИ переименовано в государственную инспекцию безопасности движения ГИБДД. Вследствие чего отдел ГАИ округа стал именоваться ГИБДД АБАО.

В июне 2011 года в рамках реформы были упразднены отделы ГИБДД по Агинскому, Могойтуйскому и Дульдургинскому районам и преобразованы в отдел ГИБДД межмуниципального отделаМВД «Агинский», в состав которого входят отдел ГИБДД отделения полиции по Могойтуйскому району и отдел ГИБДД отделения полиции по Дульдургинскому району.

 

  1. Отдел ГИБДД Агинского Бурятского округа (современное состояние, перспективы)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 года №684 утверждена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах».Организуя работу по основным компонентам данной программы, сотрудники ГИБДД округа на данный момент времени направляют свою работу наснижение смертности и травматизма в результате ДТП на дорогах.

По факту достижения данной цели ведется большая профилактическая работа, проводится усиленное патрулирование дорожно-постовой службы на дорогах округа, проведен   ряд основных мер, которые должны повлиять на снижение аварийности. Так же предпринимается ряд предупредительных мер направленных на предупреждение опасного поведения водителей.

Сегодня отдел ГИБДД округа,отличает хорошая оснащенность оперативно-техническими средствами и компьютерной техникой. Создана материальная база, включающая в себя здания и сооружения. По сравнению с прошлыми годами значительно обновился автомобильный парк. Также обновлены технические средства в рамках требований реалий настоящего времени. В п. Агинское установлены светофоры, на дорогах округа установлены комплексы фотовидеофиксаторов дорожного движения автотранспорта. 

В настоящее времяштатная численность  отдела ГИБДД МО МВД России «Агинский» составляет 38 человек. Начальник ОГИБДД МО МВД России «Агинский» – Анандаев Б.Б.На обслуживаемой территории ОГИБДД МО МВД России «Агинский» имеется 1 автомобильная дорога федерального значения и 25 автомобильных дорог регионального значения.

Общая протяженность автодорог – 180 508,2 км, из них федеральных автодорог 139 км, территориального значения  - 802 км. На территории округа пешеходных переходов-101. Два перекрестка оборудованы светофорными объектами. Железнодорожных переездов - 8, из них регулируемых – 2, один путепровод. Интенсивность движения автотранспорта только на федеральной трассе, проходящей по территории  округа, составляет 3500 машин в сутки.

В структуре отдела ГИБДД МО МВД России «Агинский» можно выделить такие единицы, как: дорожно-патрульная служба, служба технического надзора, служба дорожного надзора, отдел пропаганды, регистрационно-экзаменационная группа, отдел административной практики и отдел по работе с детьми, подростками и юношеством.

Отдельной строкой хотелось бы остановиться на сотрудниках дорожно-постовой службы (ДПС). Исторически наиболее эффективной формой организации ДПС признаны строевые подразделения: полки, батальоны, роты, взводы, группы.В ОГИБДД МО МВД России «Агинский» работают 22 инспектора ДПС группы ДПС ОГИБДД МО МВД России «Агинский». Они осуществляют оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в сфере дорожного движения. А также участвуют в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с преступностью, прежде всего – на дорогах.

Также следует отметить и сотрудников технического надзора. В современных условиях наиболее важной задачей ГИБДД по линии технического надзора является повышение уровня технического состояния транспортных средств, находящихся в эксплуатации. ГИБДД усилила работа по проведению профилактических обследований организаций – собственников транспортных средств, по применению мер административного воздействия в отношении должностных лиц.

Большое внимание в работе ГИБДД округа уделяется дорожному надзору. Где основной вектор службы дорожного надзора округа направлен напроверку эксплуатационного состояния улично-дорожной сети и технических средств организации движения, а также на обследование мест дорожно-транспортных средств с целью квалифицированной оценки влияния дорожного фактора на причины из возникновения.

Наиболее важные усилия инспектора пропаганды ГИБДД направлены на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. А также на положительное профилактическое воздействие на несовершеннолетних, формирующее у них уважительное отношение к проблемам безопасного поведения на дорогах и обучение несовершеннолетних Правилам дорожного движения.

Пропаганда тесно взаимодействует  со средствами массовой информации. Целью профилактической работы с населением является формирование у участников движения негативного отношения к нарушениям правил дорожного движения и выработки у них стереотипов законопослушного поведения. В этом огромную роль играют средства массовой информации. Именно с их помощью сотрудники ГИБДД информируют население о проводимых профилактических акциях, таких, как «Внимание – дети!», «Пешеход!» и других.

 На территории ОГИБДД МО МВД России «Агинское» зарегистрировано 122 учебных заведения, из них: школ-51, дошкольных учреждений -57, 3 колледжа, 2 детских дома, дополнительных образовательных учреждений-9.

Регистрационно-экзаменационная группа осуществляет государственный учет и надзор за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиями безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.

Организует принятие квалифицированных экзаменов на получение права управления автотранспортными средствами, выдачу  водительских удостоверений. А также согласование программ подготовки водителей автомототранспортных средств. Осуществляет ведение учета бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных значков на транспортные средства, справок – счетов и другой специальной продукции необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении.

Отдел административная практики осуществляет государственные функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения. Проверяет документы, удостоверяющую личность, составляет протоколы об административных правонарушениях, собирает доказательства, принимает меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяют меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

Отдельной строкой можно отметить работу по предупреждению травматизма среди детей, подростков и юношества. В основе всей работы  по предупреждению дорожно-транспортного травматизма лежит комплексный совместный план мероприятий, согласованный с отделами образования районов округа и со всеми заинтересованными организациями округа.

Одной из эффективных форм участия детей в обеспечении безопасности дорожного движения является  деятельность отрядов юных инспекторов движения. Где в основе работы лежиторганизация изучения школьниками Правил дорожного движения, оформление кабинетов и уголков безопасности движения, стендов и другой наглядной агитации, проведение вечеров и утренников, игр, викторин и соревнований, а также обеспечение безопасности движения детей в районе школы и в местах проведения массовых мероприятий.

В Агинском округе всего отрядов ЮИД -38 детей, занимающихся в них 287 человек. Госавтоинспекция межмуниципального отдела МВД России «Агинский» совместно с комитетом  образования городского округа «Поселка Агинское» и с комитетом образования муниципального района «Агинский район» ежегодно проводят конкурс юных инспекторов движения «Безопасное колесо». 

Проведение конкурса «Безопасное колесо» является одной из наиболее устойчивых традиций Госавтоинспекции; он проводится на протяжении практически двадцати лет. Обучению детей и подростков основам безопасного поведения на дороге необходимо уделять особое внимание, поскольку число погибших в ДТП детей по-прежнему остается высоким.

Отряды ЮИД, действующие сегодня по всему Агинскому округу, безусловно, вносят значительный вклад в пропаганду дорожной безопасности среди школьников, а лучшие из них традиционно встретятся на «Безопасном колесе».   В этом году конкурс проходил на базе Агинской средней общеобразовательной школы №1 в п.Агинское. В школе были созданы все условия для того, что бы дети могли показать свое умение в управлении велосипедом, в знании первой доврачебной помощи и Правил дорожного движения. 

В конкурсе приняли участие семь команд муниципального района «Агинский район» и четыре команды городского округа «Поселка Агинское». Борьба была упорная, во-первых по тому, что каждому хотелось быть победителем, во-вторых участников соревнований ожидали ценные призы, а главное право выступать на краевых соревнованиях, которые пройдут в сентябре месяце.

Задания для школьников были достаточно сложными, чего стоит только «фигурное вождение», включающая в себя такие элементы как «восьмерка», «змейка», «крокодил», «качели», «перенос предмета», «ворота», «коридор» и другие сложные элементы. На этапе теоретических знаний Правил дорожного движения ребятам нужно было ответить на 20 вопросов по ПДД за 10 минут. На этапе «Первая доврачебная помощь» участники конкурса должны были ответить на 10 вопросов за 2 минуты по медицине. 

По муниципальному району «Агинский район» первое место заняла команда МБОУ Амитхашинской СОШ, второе место заняла команда МОУ Судунтуйская СОШ и третье место заняла команда Новоорловской СОШ.По городскому округу «Поселок Агинское» в общем зачете первое место заняла команда учеников МАОУ АОГИ, второе место заняла команда МОУ АСОШ №2, и замкнула тройку призеров команда учащихся АСОШ №4.   

В Могойтуйском районе конкурс «Безопасное колесо-2018» проводился на базе Догойской СОШ, где победителями стали команда ЮИД Догойтской СОШ. Победители ЮИД Агинского и Могойтуйского района поехали в город Читу, где принимали участие в краевом конкурсе Безопасное колесо-2018. Первое место заняли младшая команда Догойской СОШ и второе место старшая команда Догойтской СОШ. Победители в мае 2019 года  примукт участие во Всероссийском этапе конкурса «Безопасное колесо» в г.Казань.

Сотрудниками Госавтоинспекции проводится работа с детьми и подростками по привитию навыков безопасного поведения на дороге, с родителями по воспитанию у детей стереотипов законопослушного поведения на дороге. Всего осуществлено более 216 выступлений в образовательных учреждениях округа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

В течение года систематически проводились различные мероприятия и акции, такие как: «Внимание - дети», «Безопасные каникулы», «Остановись перед зеброй», «Письмо водителю», «Безопасное колесо», Месячники безопасности дорожного движения, «Ваш пассажир-ребенок», «Месячник по безопасности», «Азбука зимней дороги», «Безопасный маршрут», «Классный час» и многое другое.

Работа среди взрослого населения проводится, сотрудниками ГИБДД за 10 месяцев проведено 67 выступлений в трудовых коллективах. При проведении профилактической лекции сотрудники ГИБДД демонстрируют видеоматериалы «Простите родители», «Туфелька», «Как и почему гибнут дети на дороге». В видео материалах отображены реальные дорожно-транспортные происшествия, которые изъяты из видеорегистраторов автомашин и снятые во время проведения осмотра места происшествий. Инспектора ГИБДД таким образом наглядно демонстрируют о дорожно-транспортных происшествий и какие последствия бывают. Когда водитель в состоянии алкогольного опьянения совершает дорожно-транспортное происшествие.

Сотрудниками ГИБДД проводилась акция «Вместе за безопасность дорожного движения!» совместно с организациями городского округа «Поселок Агинское»: Стоматологи, фельдшеры скорой помощи, специалисты Налоговой полиции, специалисты пенсионного фонда, повара детского сада «Солнышко», коллектив торгового центра «Агинский», пожарные, специалисты Роспотребнадзора, рабочие дорожной службы, спасатели и инженеры РЭС обратились к жителям Агинского округа о соблюдении Правил дорожного движения, данные фотография разместили в социальные сети интернет и опубликовали в местной газете.

С ветеранами Госавтоинспекции ОГИБДД МО МВД России «Агинский» проведены встречи: 05 апреля 2016 года в АСОШ №2 были проведены уроки Мужества. Для обучающихся 9  классов был проведен Урок мужества посвященный  55-летию со дня образования первого полета человека в космос «Путь к звездам». На урок Мужества был приглашен ветеран ГИБДД майор милиции в отставке Цыбенжапов Д.Ц. и сотрудник ПОУ «Агинская АШ РО ДОСААФ России» Забайкальского края Цыренжапов Э.З., 

На уроке были показаны кадры летящей ракеты, так же  их заинтересовала информация, которую они получили во время занятия, школьники даже представить не могли какой  была подготовка к полету. Эта информация вызвала у детей восхищение, гордость. Во время этого урока учащиеся вспомнили о знаменитых событиях  покорения космоса, о летчиках, которые также стали космонавтами.

Мероприятие сопровождалось   презентациями и показом  видеоматериалов данной тематики: фрагментов документальных фильмов.  Целью данного урока заключалось в том, чтобы привить им уважения к Государственным праздникам России, осмыслению этапов завоевания человеком космоса.

В апреле месяце 2018 года проведена встреча с ветераном ГИБДД майором полиции в отставке Хасановым Г.Н. во второй школе в 7 классе.  Геннадий Николаевич рассказал о своей работе в ГАИ, как задерживал правонарушителей, как проводил профилактические беседы, как проводили рейдовые мероприятия. Дети с удовольствием слушали и задавали вопросы.

В целях снижения детского дорожно-транспортного травматизма(ДДТТ) на территории Агинского бурятского округа сотрудниками отдела ГИБДД на текущий период 2017 учебного года были проведены 47 акций, профилактических мероприятий, направленные на профилактику ДТП с участием несовершеннолетних пассажиров и детей-пешеходов.

Здесь следует отметить такие профилактические мероприятия, как: «Пешеход», «Пешеход на переходе», «Письмо водителю», «Ребенок-главный пешеход», «Пристегнись», «Зебра», «Ваш ребенок – главный пассажир», «Внимание – дети!», «Хэштэги: За БДД – все вместе, Водитель - сбавь скорость, Вместе за безопасность», «Стань ярче звезд», «Не спеши на дороге», «Белый журавлик», «Безопасные каникулы», «Азбука зимней дороги!» и «Засветись».

Инспекторы ГИБДД при проведении  акций и профилактических мероприятий работали совместно с юидовцами образовательных организаций Агинского округа, с муниципальными органами управления образования, с органами управления культуры муниципальных образований, корреспондентами Агинского телевидения и местных газет.

 В образовательных учреждениях Агинского округа отделом ОГИБДД проведено 265 занятий, из них 52 в дошкольных образовательных учреждениях, 212 школах и 11 в учреждениях дополнительного образования  на темы: «Профилактика ДТП с участием детей», «Безопасность детей на дороге», «Азбука безопасности», «Правила пешеходов и пассажиров», «Безопасность пешеходов в темное время суток», «Фликеры», «Световозвращающие элементы», «Безопасность на дороге», «Безопасность мотоциклистов и велосипедистов»  с демонстрацией тематических видеороликов.

Инспектора ОГИБДД МО МВД России «Агинский» приняли участие в 43 родительских собраниях в образовательных учреждениях, 82 проведено бесед на предприятиях и организациях Агинского округа.В Госавтоинспекции были 6 внештатных сотрудников. Внештатные сотрудники  помогали сотрудникам ГИБДД останавливать с помощью жезла автомашины, разъясняли Правила дорожного движения, если правонарушитель нарушил ПДД. Раздают листовки и памятки разъясняют участникам дорожного движения, как правильно переходить проезжую часть.

Сотрудники ГИБДД округа за 12 месяцев 2017 года приняли участие в 29 профилактических мероприятиях: «Нетрезвый водитель», «Безопасные каникулы - зима», «Автокресло – детям!», «Базопасные каникулы-весна», «Неделя безопасности», «Мотоцикл», «Внимание дети!», «Берегите животных», «Шагающий автобус», «Ваш - ребенок пассажир», «Безопасные каникулы -осень», «Азбука зимней дороги!» и «Пристегнись».

В средствах массовой информации в печати – 65 (газета Агинская правда, Ленинец, Местное время, Толон, Агинское сегодня), телевидение – 18, в интернет сайтах – 119 (сайт администрации Агинского бурятского округа, сайт администрации Дульдурского района, сайт администрации Могойтуйского района, сайт Агинского района, сайт городского округа «Поселок Агинское», сайт УГИБДД УМВД России по Забайкальскому краю, сайт УМВД России по Забайкальскому краю и сайт ГИБДД МВД России) и радио 6.

Сотрудники ГИБДД тесно взаимодействуют со специалистом БальжинимаевойТуянойЦыдыповной Координационного центра по комплексной безопасности по линии безопасности дорожного движения. В течение 2,5 лет провели 25  профилактических акций: «Пристегни, самое дорогое!», «Внимание-дети», «Берегите животных», «пешеход на переходе», «Автокресло детям», «Вежливый водитель!», «Безопасные каникулы!», «Белая трость», «Не спеши на дороге!» и другие. В акциях участие принимали общество слепых Агинского района, корреспонденты телевидения, газеты, радио и ламы Агинского дацана.

Госавтоинспекторами  проведено точечных дежурств, вблизи образовательных организаций Агинского округа 157 и выявлено 605   административных правонарушений по ч.3 ст.12.23 КоАП РФ.ОГИБДД МО МВД России «Агинский» за 12 месяцев 2017 года с 6 внештатными сотрудниками полиции выявлено с помощью внештатных сотрудников 71 административное правонарушение.

Подытоживая представленный материал, можно отметить, что в настоящее время вся работа сотрудников ГИБДД округа направлена на сохранение жизни и здоровья граждан, является одним из приоритетных направлений государственной политики и является важным фактором обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития округа.

 

  1. Ветераны государственной инспекции безопасности дорожного движения Агинского Бурятского округа

 

Вот уже без малого как 70 лет и в знойную жару, и в дождливую слякоть, и снежный буран, и в зимний пронизывающий холод на дорогах Агинского Бурятского округа можно видеть людей в форменной одежде полицейского, которые следят за исполнением правил дорожного движения. Эта служба, как поется в песне «… и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна». Но мы все, а это и пешеходы, и водители автотранспорта настолько привыкли соблюдать правила дорожного движения, что сами по себе эти правила кажутся нам чем-то обыденным.

Хотя за этой обыденностью стоит напряженная работа сотрудников государственной безопасности дорожного движения. И служба эта проходит порой сложных, напряженных экстремальных условиях. Работникам государственной инспекции безопасности дорожного движения, так же как и всем работникам внутренних дел, зачастую приходится участвовать в задержании опасных преступников, раскрывать уголовные преступления, находиться на страже правопорядка, охранять спокойную жизнь граждан нашего округа.

А перелистывая страницы архивных документов и других источников, убеждаешься, что за статистическими и историческими данными стоит напряженная работа сотрудников, которые выполняли и выполняют эту работу на совесть во имя процветания и блага нашей страны. И именно без этих людей не было бы истории ГАИ-ГИБДД Агинского Бурятского округа. Именно поэтому нужно вспомнить этих людей, каждого в отдельности.

Сергей Дмитриевич Кряжев. Родился в 1914 году в г. Рыбинск. В начале 30-х годов прошлого столетия был направлен в фабрично-заводскую школу, по окончанию которой получил специальность автомеханика. По трудовой мобилизации проработал на Вершино-Дарасунском руднике Читинской области.

В 1936 году призван в ряды Красной армии. Находясь на службе окончил Наршанскую среднюю техническую автобронетанковую школу. Службу проходил в танковых соединениях. В 1939 году служил в Монгольской Народной республике командиром танкового взвода 11 танковой бригады, которой командовал легендарный комбриг М.П. Яковлев.

Был участником бое на Халхин-Голе, где был тяжело ранен и получил контузию. Службу в Великую Отечественную войну начал на Западном фронте в составе 37 полка 36 Армии командиром танкового взвода. Был ранен, опять получил контузию, горел в танке. После тяжелых ранений и контузии по состоянию здоровья был направлен к прохождению службы в танковых войсках в Забайкалье.

В августе 1945 года участвовал в боях с японцами. Со своим танковым взводом прошел через весь Китай вплоть до самого Желтого моря. По состоянию здоровья уволен в запас в 1946 году. Как член партии участвовал в организации ГАИ Агинского Бурят-Монгольского национального округа. Проработал в этой должности до начала 60-х годов прошлого столетия. Внук Сергея Дмитриевича – Евгений Николаевич Кряжев также работал в ГИБДД округа в 2000-х годах XXIвека.

Зубов Виктор Леонидович. Родился в п. Агинское в 1942 году. После окончания Агинской средней школы, окончил курсы шоферов Мангутского училища механизации. Работал водителем в Агинском АТП. Срочную службу проходил в г. Анапа в морской пограничной охране комитета госбезопасности в звании сержанта.

После демобилизации вернулся работать в Агинское АТП. В органы МВД поступил по рекомендации окружного комитета ВЛКСМ и по просьбе начальника ОВД Агинского округа Игнатова. После аттестации в г. Чите получил звание лейтенанта милиции. На пенсию ушел в звании майора милиции. Имеет значок «За работу без аварий».

Доржинима Батоев родился 20 мая 1925 года в улусе Зугалай Агинского аймака. В 1942 году закончил 8 классов Агинской восьмилетней школы. В этом же году был призван в ряды Красной армии. Участвовал в боях против империалистической Японии в Северной Корее. С мая 1965 года работал в ОВД Могойтуйского района.

С начала 70-х годов ХХ столетия назначен на должностьинспектора дорожного надзора в вМогойтуйском районе, а с 1975 году он был назначен на должность старшего госавтоинспектора Могойтуйского района и проработал на этой должности до выхода на пенсию в 1983 году.

Следует отметить также инспектора дорожно-постовой службы Лиханова Александра Петровича, который поступил на службу в ОВД МогойтуйскогоРИКа в качестве водителя-милиционера. В 1975 году был назначен на должность инспектора дорожного отдела Могойтуйского района. С 1980 по 1985 годы занимал должность инструктора дорожно-постовой службы Могойтуйского района. 1 октября 1985 года ушел на пенсию по состоянию здоровья.

Курбатов Александр Петрович родился в 1933 году в с. Хапчеранга Читинской области. Служил в противовоздушных войсках в Амурской области командиром крупнокалиберного зенитного расчета, боевой разведчик. В органах МВД с июня 1968 года. В ГАИ проработал 24 года. Отличало уважительное отношение к закону.

Хасанов Геннадий Николаевич родился 19 ноября 1943 года в с. Тыргетуй, Карымского района Читинской области. После окончания Агинской средней школы №2 поступил на шестимесячные курсы бухгалтеров-ревизоров Читинского финансового техникума. После окончания курсов работал в Агинском райпо.

По достижении призывного возраста поступил в Саратовское училище МВД. По семейным обстоятельствам перевелся на учебу в Читинскую межобластную школу милиции, после окончания которой поступил на службу в МВД п. Агинское. С 1968 года работает в должности старшего госавтоинспектора ГАИ округа. За отличную службу награжден орденами и медалями, имеет множество грамот, благодарностей, знаки Министерства внутренних дел, двое наручных часов Министра МВД.

ЦЫбенжаповДоржиЦыбенжапович родился 15 октября 1961 года в с. Судунтуй, Агинского района, Агинского Бурятского национального округа. На службу в МВД поступил в 1985 году после демобилизации из рядов Советской армии. Был принят милиционером-водителем Ингодинского РОВД г. Чита. Был переведен в РОВД Чернышевского района, где работал в дежурной части, во вневедомственной охране, начальником изолятора временного содержания.

В 1991 году перевелся в УВД Агинского округа оперативным дежурным. Позже назначен начальником отделения ГАИ Агинского района. Является первым начальником отдела ГАИ-ГИБДД округа. На пенсию ушел в 2001 году. За безупречную службу награжден медалями, нагрудными знаками отличия, множественными дипломами и грамотами МВД РФ, УВД Читинской области и Агинского округа.

БаторРыгзыновичРыгзынов родился 16 августа 1953 года на ст. Ага Могойтуйского района, Читинской области. С 1971 года по 1973 год проходил службу в рядах Советской армии. В 1983 году по направлению Могойтуйского райкома КПСС направлен на службу в РОВД Могойтуйского района на должность старшего госавтоинспектора в звании старшего лейтенанта.

В 1986 году назначен на должность начальника отделения ГАИ Могойтуйского РОВД. В 1996 году переведен в УВД Агинского округа на должность старшего госавтоинспектора. В 1997 году содействовал в создании ГИБДД Агинского округа. В 1998 году по выслуге лет ушел на пенсию. За службу в ГАИ-ГИБДД награжден медалями, нагрудными знаками отличия, имеет грамоты и благодарности.

ЦыденовЗанданЗагдаевич родился 1956 года в с. Южный Аргалей Агинского района, Читинской области. Окончил Агинскую среднюю школу №1. Вернувшись в родное село работал водителем молоковоза. После службы в погранвойсках поступил на службу ГАИ округа, где проработал до 1993 года. Награжден медалями, нагрудными отличительными знаками отличия, имеет грамоты и благодарности.

ХорлоевЧойжамсо родился 1955 года в п. Могойтуй, Читинской области. В 1972 году окончил Могойтуйскую среднюю школу, затем курсы водителей категории «В» и «С». Работал в Могойтуйском АТП водителем. С октября 1973 года по октябрь 1975 года проходил службу в МВФ в г. Советская Гавань. В сентябре 1976 года поступил в Орловскую среднюю специальную школу милиции ГАИ.

В 1978 году, после окончания специальной школы милиции ГАИ направлен в распоряжение УВД Читинской области. По распоряжению УВД Читинской области был направлен в Агинское окружное РОВД на должность госавтоинспектора. В 1980 году переведен в Могойтуйское РОВД на должность старшего инспектора ДПС.

БатожаргаловБаирБаторович родился 26 апреля 1958 года в с. Урдо-Ага Агинского района, Агинского округа. На службу в МВД поступил в 1979 году по рекомендации комсомола. В милиции проработал 19 лет, из них большую часть в Госавтоинспекции. В 1998 году по выслуге лет ушел на пенсию.  Награжден медалями, нагрудными отличительными знаками отличия, имеет грамоты и благодарности.

Игумнов Михаил Степанович службу в органах внутренних дел начал с 1 июня 1980 года в должности милиционера ОВД Агинского района. После был назначен на должность инспектора медицинского вытрезвителя, инспектора по дознанию. В ГАИ округа начал службу в должности инспектора ДПС. Позже как инспектор по регистрационно-экзаменационной работе отделения ГАИ УВД Агинского округа. Награжден медалями, нагрудными отличительными знаками отличия, имеет грамоты и благодарности.

Наделяев Александр Ильич в органах ГАИ-ГИБДД УВД Агинского округа работал с 1981 года по 1989 год С 1989 года работал старшим инспектором ДПС. С 1993 года работал командиром взвода ДПС. С 1996 по 1997 был начальником ГАИ округа. Награжден медалями, нагрудными отличительными знаками отличия, имеет грамоты и благодарности.

БазаргуруевБадмажаб родился в с. Судунтуй Агинского района, Агинского округа в 1949 году. Срочную службу проходил в войсках ПВО. В органах МВД с 1972 года. На службу поступил в качестве водителя-милиционера. После окончания межобластной школы ГАИ в г. Чита переведен га должность старшего инспектора ДПС.

В 1981 году назначен государственным инспектором ГАИ ОВД Агинского окрисполкома. В 1983 году с отличием закончил курсы начальников ГАИ в г. Краснодар. Работал старшим инспектором ГАИ округа до 1986 года. Награжден медалями, нагрудными отличительными знаками отличия, имеет грамоты и благодарности.

Подытоживая материал данного параграфа мы можем сказать, что это только малая часть тех людей, которые за промежуток времени в 70 лет стояли на страже безопасности дорожного движения в Агинском Бурятском округе. Мы надеемся, что список этот будет в последующем нами дополнен. Так как именно эти люди находились, а в настоящее время находятся на страже жизни и здоровья всех граждан.

 

Заключение

 

Подводя итог всего выше сказанного, мы можем с уверенностью сказать, что далекие послевоенные 40-е годы ХХ столетия для Агинского Бурят-Монгольского округа это время характерны бурным ростом народного хозяйства.Что определило увеличение движения автомобильного транспорта по дорогам округа. Это, в свою очередь, и предопределило организацию ГАИ на агинской земле.

Первому автоинспектору приходилось одному на все три района выполнять все функции госавтоинспектора.  А их, как это видно из приведенного материала, было очень и очень много. И все же, несмотря на все трудности, работа к началу 60-годов была поставлена на должный уровень. И что характерно всю эту работу, на столь огромной территории проделал один человек Кряжев Сергей Дмитриевич со своими помощниками – общественными инспекторами.

В последующие годы его последователи приумножали работу ГАИ округа. Вся работа была подчинена нормативным государственным документам в соответствии с должностными обязанностями автоинспекторов на местах. Постепенно увеличивалось движение автотранспорта на дорогах округа. А вместе с этим фактом увеличивалась и работа сотрудника ГАИ.

И настало время, когда, уже как жизненная необходимость, в районах округа стали появляться районные отделения ГАИ-ГИБДД, которые входили в единую систему ГАИ-ГИБДД округа. В настоящее время сотрудники ГИБДД с честью выполняют свои должностные обязанности. Это можно видеть по факту показателей, которые намного ниже, чем в прилегающих районах.

Опираясь на этот вывод можно без сомнения утверждать, что вот уже как 70-лет деятельность госавтоинспекции связанна с обеспечением общественной безопасности и правопорядка в сфере дорожного движения. И следует отметить, что эта работа трудная и нелегкая. Эта служба связанна не только с экстремальными ситуациями, ни и огромным внутренним напряжением.

А порой бывает и так, что сотрудник автоинспекции спасает жизни других ценой собственной беспристрастности, ценой неподкупности, честностью, верностью своему долгу, желанием встать на защиту окружающих его людей. Именно поэтому мы говорим, что вот уже 70-лет как на дорогах округа люди в форме полицейского стоят на страже жизни других людей.

 

 

 

Список использованных источников

  1. Агинская милиция: история и современность. – Агинское, Издательский дом «АгынУнэн», 2006.
  2. Агинское – Википедия – http://aginskoe.ru.vikipedia.org
  3. ГАИ – прошлое и настоящее. – Агинское, Издательский дом «АгынУнэн», 2007.
  4. История Агинского округа - http://aginskiiao.ru
  5. История госавтоинспекции МВД России - http://school19spb.educate.ru
  6. История создания Агинской МТС - http://aginskoe.ru
  7. Дашицыренова С. Человек-легенда – «Толон» №1-2, 2-9 января 2010.
  8. Нестеренко Б. И фронтовик, и первый госавтоинспектор – Агинская правда, 21 сентября 2004.
  9. Нестеренко Б. Агинское АТП: история предприятия – Агинская правда, 22 сентября, 2015.
  10. Поставит Т. Артиллеристы – Информационно-методический вестник Центра Детского Экологического Образования «Подлеморье» п. Усть-Баргузин. № 6. Май. 2005. (с. 3-4).
  11. Суходаев Л. Первый начальник ГАИ - Агинская правда, № 94, 25 августа, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложения

История ГАИ-ГИБДД округа в фотографиях

 

 

     
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                       

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

 

           
   
 
   
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                

           Кряжев Сергей Дмитриевич                     Зубов Виктор Леонидович

 

 

 

 

       
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


         Хасанов Геннадий Николаевич                БатожаргаловБаирБаторович

 

 

       
   
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


РыгзыновБаторРыгзыновичЦыбенжаповДоржиЦыбенжапович

                                                  

 

 

       
   
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дымберов Александр ДамбаевичБатоев Доржинима

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


         Курбатов Александр Петрович                  ЦыденовЗанданЗагдаевич

 

       
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


БатожаргаловБаирБаторович                   Игумнов Михаил Степанович

 

       
   
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Наделяев Александр Ильич                            БазаргуруевБадмажаб

 

 

     
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
 
 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                        

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

                                                                                

 

 
   

 



Вход на сайт

Информеры курса валют России