Skip to Content

 

 

Городской округ "Поселок Агинское"

официальный сайт

 

Для перехода на версию для слабовидящих поменяйте тему

Полвека за рулем. Зарисовка ко Дню автомобилиста

Владимира (Гомбо) Бадмаевича Болотова я застал за хлопотами по хозяйству, честно признаюсь, и не надеялся увидеть его лежа на диване у телевизора. Никогда не сидевший без дела, он и в свои 72, затеял не кабы что, а строительство землянки для домашней живности. И хотя о встрече договаривались заранее, в какой то момент стало даже не удобно отвлекать человека от серьезного строительства. Но работа есть работа, тем более что разговор обещал быть очень интересным.


Все началось с полуторки.


За плечами у Владимира Бадмаевича более 50 лет трудового водительского стажа, причем большая часть за баранкой большегрузных машин, об этом лучше всяких слов скажут его натруженные, мозолистые, слегка узловатые руки. В семье Володи не было водителей, и не только потому, что родился он вдалеке от автомобильных трасс в доме животноводов села Цугол Могойтуйского района, просто и автомобиль в то время был в диковинку. Зато крепко засели в его детской памяти сенокосы, стрижки, сакманы и другие совсем не детские работы поколения сороковых. В бесконечной круговерти чабанских забот и в школу он пошел поздно - в девять лет. После окончания пятого класса навсегда запомнил он наставления отца своему другу: «Забирай сына и сделай из него человека, если сможешь». Так он оказался в колхозе Красная Ималка Ононского района, где, наверное, впервые в жизни увидел автомобиль ЗИС-5 или как его называли в народе - полуторка.


В январе его отправили учиться на шофера в Борзю, где тогда располагалась межрайонная колхозная школа. В ней и довелось, как многим молодым парням из районов Читинской области, овладевать азами управления автомобилем.


- Устройство автомобиля приходилось изучать только по плакатам, – вспоминает Владимир Бадмаевич, - а для обучения практическому вождению в школе была всего одна полуторка. Встанешь утром пораньше, зальешь горячую воду в радиатор, которая всегда стояла на плите, дернешь за рукоятку, и поехали….


Вся школа была размером с небольшой дом, где размещались и кабинет директора, и бухгалтера, и класс в котором умещались почти 50 человек. Было тесно и сложно, но Владимир Бадмаевич не пропускал ни одного занятия, настолько было велико желание сесть за руль автомобиля, самому, без инструктора. Дату 12 мая 1957 года он запомнил на всю жизнь. Именно в этот день он получил водительские права и с тех пор никогда с ними не расставался.


Связал судьбу с дорогой.


Спустя неделю новоиспеченный водитель сидел за рулем колхозного ЗИС-5. С этого момента и начался отсчет его официального трудового водительского стажа. Возить приходилось разные грузы: сено, дрова, овец, запчасти, одним словом все, что помещалось в кузов полуторки, и без чего было не обойтись колхозу. Часто приходилось делать рейсы в Борзю на межрайбазу. Фанерная кабина укрывала лишь от ветра, но не от холода. Зимой чтобы не обмерзали стекла (печки в машине тогда еще не было), натирали их солью. В какое бы время года Владимир Бадмаевич не отправлялся в рейс на своей полуторке, она всегда у него работала как часы.


Знания, полученные на курсах автомобилистов, хотя и по плакатам, плюс природное чутье к технике и огромное трудолюбие, пригодились во всей его долгой шоферской жизни. А дорог Владимир Бадмаевич исколесил немало. В армии на ГАЗ-51 возил караулы на особо охраняемом объекте в городе Томске. Через три с половиной года вернулся в родной военных совхоз №13 село Нуринск, где когда-то в месте с отцом пас овец, только теперь он уже не мог представить себя без дороги. В 1963 году, спустя несколько месяцев после демобилизации, он переехал в Агинское и практически сразу устроился в Агинское автотранспортное предприятие водителем на ГАЗ-51. С тех пор и трудился в АТП без малого 40 лет, женился, обзавелся детьми. В какой бы дальний рейс он не отправлялся, дома всегда его ждала верная жена Цырендулма и четверо детей.                                            АТП тогда было мощным предприятием с очень хорошей по тем временам базой. Огромные гаражи на 120 машин, из которых только автобусный парк насчитывал 30-40 автомобилей. По штатному расписанию в АТП работали 250 человек, в том числе 170 водителей. Любой ремонт, кроме шлифовки коленчатых валов можно было сделать на месте. Сколько автомобилей прошло через его опытные руки сейчас уже и не вспомнишь. Был и автобус «ПАЗ», на котором он вдоль и поперек объездил весь округ, и первый в округе Газ-53 - бензовоз, хотя больше других ему по душе были большегрузные ЗИЛы.


Шоферские хитрости.


Грузовики приходили на предприятие из области не часто. Автоколонн ведь в области было много, поэтому агинчанам перепадало одна-две машины в год. Но однажды, по приглашению депутата Верховного Совета СССР Бадмы Цыреновича Цыренова в округ приехал Министр автомобильного транспорта РСФСР Евгений Георгиевич Трубицин. Как депутат убедил Министра в необходимости увеличения поставки автомобилей, но после его отъезда в округ, минуя Читу, поступили сразу 30 ЗИЛов. Это была сила….                    Несколько водителей оправились получать новенькие автомобили прямо с платформы. Пока другие залазили в кабины, смотрели на цвет, учитывали комфорт. Владимир Бадмаевич присматривался на автомобили снизу. Что именно он там искал, поняли позже, когда ему достался ЗИЛ с предпусковым подогревателем, который он хорошо помнил по службе в армии. Оказалось, что таких автомобилей цвета «хаки» на платформе было всего три. В то время часто ездили в Монголию за сеном, практически круглый год. Ни раз, удачно выбранный автомобиль, выручал его в жару и лютые морозы. Однажды довелось пройти серьезное испытание, когда колонна из нескольких автомобилей Агинского АТП попала в пургу недалеко от приграничного Дашибалбара в Монголии. Пурга случилась в апреле. В течение трех дней трайлеры завалило снегом выше кабины. Водители, переночевавшие неподалеку на чабанской стоянке, утром едва разглядели в заснеженной степи свои автомобили. 


- Когда я открыл капот, то двигателя не было видно, снег набился ровно до капота – вспоминает Владимир Бадмаевич. – Запустил подогреватель, только после этого снег начал понемногу таять. Поставили по одному колесу диском наружу, обмотали колеса цепями, и с колхозным ГАЗ-53 двинулись в сторону границы. Направление дороги мы знали, но ехать приходилось по гребням сопок, где ветром сбило снег. В низинах под снегом была вода. Добирались до дома почти трое суток. На поиски колонны был даже отправлен вертолет.


Автомобиль – существо одушевленное.


Таких историй, о которых вспоминает с улыбкой, за долгую шоферскую жизнь у Владимира Бадмаевича скопилось немало, и лишь одну он помнит с болью в сердце. Эта история о том, как в конце 90-х прекратило свое существование Агинское АТП. Как до последнего, сами проработавшие всю жизнь на этом предприятии водители ходили, охраняли гаражи и стоявшую в них технику, пока ее не забрали за долги. Оставшуюся технику водители выкупили по остаточной стоимости. Но это был лишь единственный эпизод оставивший в душе старого водителя неприятный осадок.                                                            С 2000 по 2007 года Владимир Бадмаевич работал водителем автобуса «ПАЗ» в Агинском районном отделе культуры, возил ансамбли на гастроли до выхода на пенсию. Вместе с супругой Цырендулмой Чимитовой вырастили и воспитали детей, дождались семерых внуков. За свой многолетний добросовестный труд Владимир Бадмаевич Болотов был награжден орденом «Знак Почета», множеством почечных грамот, благодарственными письмами руководителей округа и района. В канун 50-летнего юбилея свой профессиональной деятельности ему было присвоено почетное звание «Заслуженный работник транспорта и автомобильных дорог Агинского Бурятского автономного округа». В этом году исполнилось 55 лет как он за рулем. За столь долгий профессиональный путь он так и не привык к комфорту.


- На иномарках ни разу не ездил. Не нравится мне правый руль – признается Владимир Бадмаевич. - До этого у меня был «жигуленок», сейчас езжу на «Волге». Я знаю, что какая бы поломка не случилась, на ней я всегда доеду.


Вспоминая нашу долгую беседу, я все пытался понять, в чем же секрет его профессионального мастерства? И как мне кажется, Владимир Бадмаевич открыл мне его одной фразой: «Когда долго работаешь на одной машине, то начинаешь относиться к ней как к живому существу, понимаешь ее, заботишься о ней, и она тебя никогда не подводит».


Евгений Колотовкин.


 



Вход на сайт

Информеры курса валют России